На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
::

Официальные документы и заявления:

Выступление Г.С. Закирова на IV Фаизсхановских чтениях

 

        Дорогие братья и сестры, уважаемые гости. Позвольте прежде всего поблагодарить вас за участие в нашей, ставшей уже традиционной, научно-практической конференции «Фаизхановские чтения». Мы искренне рады, что вы смогли, отложив свои насущные дела и заботы, приехать в наш гостеприимный город, который по праву можно считать одним из центров татарского национально-культурного возрождения современной России. Надеемся, что вы внесете свой весомый вклад в дело развития российской многонациональной культуры, огласив на наших «Фаизхановских чтениях» свое видение тех или иных процессов, происходящих сегодня в нашей стране, равно как и тех событий нашей истории, которые представляют интерес для поступательного развития многочисленных национальных общин Российской Федерации, и прежде всего татар Нижегородчины.

        Позвольте мне в своем выступлении быть честным перед вами и самим собой, и озвучить факты, сложившиеся в сфере развития нижегородских татар. Ситуация, сложившаяся с татарским этносом в Нижегородской области, близка к катастрофической. Если, согласно статистике, численность татар на Нижегородчине в XIX в. приближалась к 100 тысячам человек, то согласно последней переписи населения нас уже 50 тысяч, а с момента переписи к сегодняшнему моменту численность упала еще на несколько тысяч и сегодня едва дотягивает до 48 тысяч человек. При этом половина татарского населения проживает в городах области – эти татары, в своем большинстве, не владеют родным языком, уходят от традиционной культуры в русскоязычную массовую поп-культуру и усиленными темпами теряют связь со своим этносом. В развитии нижегородских татар сегодня мы видим полную аналогию с касимовскими татарами, которые почти полностью эмигрировали в Москву, Санкт-Петербург и Татарстан, в результате чего их численность на своей родине упала до минимальных показателей: из 5,5 тысяч татар в Рязанской области собственно касимовские составляют порядка 1 тысячи человек.

        Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что при сравнении переписей населения 1989 и 2002 гг. из всех регионов ПФО численность татар сократилась только в Нижегородской области. При этом наш народ не вымирает от смертности: причина сокращения численности – это миграция населения из сельских районов в Москву и другие крупные города России. Отчего так происходит? Причины известны – отсутствие рабочих мест и общая деградация жизни на селе, отсутствие возможности для татар интегрироваться во властные структуры для того, чтобы преодолеть негативные тенденции развития родного края.

        Самым негативным образом на развитие татарской нации влияет состояние Краснооктябрьского района. Как известно, в советское время этот район пережил неоднократную реорганизацию, начиная от наименования (был Татарским, затем Кызыл-Октябрьским) и статуса, и заканчивая многократной переменой границ и райцентров. Сегодня этот самый татарский район области превратился в «заповедник коммунизма», поскольку, с одной стороны, местное население не верит никому и ничему, а с другой стороны, руководители района – бывшие советские номенклатурщики – так ничему и не научились в годы реформ, кроме откровенного разбазаривания государственных средств.

        В ходе своего выступления я еще сформулирую свое видение того, как нужно помочь умирающему району. Пока же начнем с малого. Сравнивая положение татарской нации с проблемами других народов, мы полностью готовы разделить предложение депутата Государственной Думы Владимира Мединского по возврату старых наименований. Так вот начать спасение района нужно с того, что вместо коммунистического названия в честь Красного октября, который давно похоронили уже во всей России, надо возвратить старое название Татарского района, или присвоить ему наименование Уразовского по райцентру.

        В вопросе изучения нашего этнического происхождения мы, нижегородские татары, продвинулись за последние годы чрезвычайно далеко. Сегодня нам известны некогда забытые нами имена великих деятелей, имамов, муфтиев всей России, происходивших из числа нижегородских татар – все они перечислены в новых энциклопедиях, которые мы издали только что – так вот нам надо смелее подходить к вопросу восстановления их величия, присваивать их имена улицам, населенным пунктам и т.д. Ведь символизм в национальном вопросе играет очень важную роль, как известно. Так, к примеру, после того, как в древнейшем мордовском поселении Сергаче были установлены с четырех сторон огромные православные кресты, мы имеем полное право выступить с инициативой установления исламских символов при въезде в Краснооктябрьский район. Почему нет? Хотя мы против такого деления нашей страны на этнические и религиозные кварталы, но правила игры задаются не нами. Например, глава Сергачского района Николай Михайлович Субботин не возражает против установления вокруг Сергача исламских символов. Правда, если и представители мордвы потребуют установления рядом образов старинных мордовских богов, это будет вообще театр абсурда… Мы потому и заостряем внимание на этой болезненной теме, чтобы все поняли: те, кто затеял эту игру с господствующей религией в нашей многонациональной области, на долгие годы заложили мину замедленного действия под межконфессиональный мир и стабильность в регионе.

        Последний «писк моды» в этом направлении – когда при входе в общеобразовательные школы вместо Ленина вас встречает православная икона или образ православного святого. Такая постановка вопроса не оставляет места для маневра учителям татарских школ на юге Нижегородской области: или мы выступаем за исламизацию татарских школ, или мы за действующую Конституцию, согласно которой религия отделена от школы и государства – но этот принцип должен господствовать повсеместно, а не только в татарских регионах, которые из-за этого боятся вводить уроки исламской религии для своих учеников. Таким образом, те, кто навязал нам правила игры в конфессиональную модель, должны четко понимать: в данном вопросе действует принцип пружины: на нас давят в одном месте, мы ответим в другом месте, и произойдет это исключительно под внешним давлением. При изучении несправедливости, творимой властями по отношению к малым этносам и религиям, сама собой напрашивается историческая параллель: в Российской империи насильственная православизация привела к таким болезненным реакциям среди мусульман, что вплоть до 80-х гг. ХХ века наши мусульмане более старшего возраста переключали телевизор на другой канал, если там показывали крест или колокольный звон. Это очень болезненная тематика, и нам жаль, что российские верхи не понимают этого.

        Нижегородские татары на самом деле – это субэтнос численностью несколько сотен тысяч человек, но распыленный по огромной территории от Финляндии, Эстонии, Санкт-Петербурга и Москвы на западе до Башкирии, Екатеринбурга и Тобольска на востоке. Так сложилось исторически, что в разные эпохи наш народ то и дело мигрировал со своей малоземельной родины сначала на восток в XVII-XVIII веках, затем на запад вплоть до сего дня. Тем не менее, при каждой возможности все наши соотечественники возвращаются на свою малую родину в летние месяцы, часто на всё лето, и что же они там видят? Разруху экономики, беспросветность деревенского быта. Слушатели, которые не владеют информацией, могут спросить: почему же зажиточные москвичи и питерцы не помогают своим родовым селам в Нижегородской области? Напротив, только они и помогают, вплоть до возведения мостов, асфальтирования дорог, строительства больниц, поддержке колхозов и фермерства. Но до какой же степени это можно делать? В конце концов, есть же и власть – государство; что делают чиновники для того, чтобы способствовать возрождению района? Только воруют, и ничего более – увы, в отношении Краснооктябрьского района – это горькая правда. Именно это и отвращает московских бизнесменов от вкладывания денег в развитие своей малой родины.

        Из 7-миллионного татарского населения России нижегородские татары, пожалуй, единственный субэтнос, который так ярко выглядит на фоне казанских татар, имеющих свою национально-территориальную автономию. Откройте любую татарскую энциклопедию: вот герой СССР контр-адмирал Абдулахат Аббясов, командир ядерной подлодки – выходец из нашего села Мочалей; известный артист Марат Башаров — потомок выходцев из татарских сел Краснооктябрьского района; слава нашей страны, известные во всем мире Марат и Динара Сафины — потомки выходцев из Б. Рыбушкино; Данияр Белялетдлинов — из с. Ключищи; футболист Марат Измайлов — из с.  Семеновки.

        Можно взять и исторические примеры. Третий муфтий России Абдульвахид Сулейманов — выходец из с. Рыбушкино, основатели 1-го и 3-го мусульманских приходов Санкт-Петербурга — Мухаммедшакир и Мухаммедзариф Юнусовы; первый военный ахун Санкт-Петербурга, имам Хусаин Сеид-Бурхан из Твери, имамы Ярославля, Варшавы, Эстонии, Финляндии, первые имамы Соборной мечети Москвы Бадретдин и Сафа Алимовы — все это нижегородские татары, наши предки, наследие которых теряется сегодня у всех на глазах…

        Наши земляки, поселившиеся в Москве и Петербурге, отстроили в 1990-е годы в своих родовых селах 2-3-этажные дома; но сегодня эти дома, эти кирпичные сараи и бани уже становятся объектами массового вандализма и грабежа. Маргинальные элементы, которые с каждым разом становятся все наглее, и теперь уже в открытую вскрывают дома, стоящие с осени по весну без хозяев, все больше и больше заселяют наши татарские села. Приведу такой яркий пример.

        Древнейшее село Петряксы, некогда бывшее райцентром Татарского района, и имевшее 5-тысячное население, родина первого чемпиона мира по боксу Карамалая Нуралимова, родина всемирно известного ученого-богослова Хамидуллы Альмушева, родина крупнейшего ишана шейха Садреддина Аллямова, который состоял в родственных связях с Марджани, родина Бакеевой Хавы, депутата верховного совета — богатейшее на выдающихся личностей село – сейчас здесь осталось полторы тысячи человек постоянного населения, из которых татар всего две трети. В школе, которую построил еще Илья Николаевич Ульянов, сегодня уже не преподается татарский язык. Почему? Почему это село и ряд других татарских сел выведено из состава преимущественно татарского Краснооктябрьского района?

        Тенденция на ликвидацию татарского образования, к сожалению, превалирует в татарских селах. Из желания ввести английский язык и другие «модные» предметы мы отказываемся от своей культуры, от своего языка. А ведь совсем недавно, в советское время, даже в Сергаче, где татарское население незначительно, был филиал татарской казанской библиотеки, и весь район обеспечивался книгами и учебниками из этого центра.

        Конечно, мы не снимаем ответственности за происходящее с самого татарского народа, но если кто-то считает, что вся проблема заключена только в народе, то тогда зададимся вопросом: а на что у нас власть? Если нам готовы идти навстречу – пусть вернут Татарский район, со своим РОНО и прочими органами национальной культуры и образования. Пусть обратят внимание на достижения советской эпохи в деле развития наций – когда в Нижнем Новгороде было татарское педагогическое училище, давшее плеяду выдающихся выпускников. Среди них — Мансур Закиевич Хафизов, Алимжан Мустафинович Орлов, Хафиз Фаттахетдинов, который похоронен вместе с Рубеном Ибаррури в Волгограде. Мы помним всех своих национальных героев по именам, но где взять героев завтрашнего дня?

        Если нам скажут, что у желающих есть возможность учиться в Казани – это тоже попытка уйти от решения проблемы, ведь очевидно, что выпускник сельской школы, направившийся в Казань, уже не вернется в свое родное село, но будут стараться устроить свою жизнь в большом городе. Конечно, им захочется повторить судьбу своих земляков Рашида Вагапова, Хайдара Бигичева и др. выдающихся деятелей искусства Татарстана – наших нижегородских татар.

        Приведу несколько примеров того, какие конкретные мероприятия по сохранению татарской культуры мы предлагаем. Во-первых, это уникальный религиозно-просветительский учебный комплекс на базе мечети в селе Медяна. Несколько лет тому назад там нам удалось выстроить интенсивную работу по подготовке мусульманских религиозных кадров для работы на селе и по повышению квалификации для сельчан-людей среднего возраста. Разумеется, наша деятельность была основана исключительно на нашем собственном энтузиазме при финансовой поддержке создателя этого комплекса московского бизнесмена Фаиза Гильманова. К сожалению, на сегодня эта работа прекращена по причине финансовых затруднений у этого человека. Мы предлагаем восстановить эту работу при условии оказания помощи как властями, так и бизнесменами из числа нижегородских татар из Москвы, Петербурга и т.д.

        Другой актуальный пример – областная газета «Туган як», выходящая  на татарском языке. Некогда там работали самые лучшие и образованные журналисты — Олег Андержанов и др. – которых сегодня фактически выкинули из газеты. Серость, как известно, не любит умниц и молодцов; на этом фоне ведущим журналистом газеты стал бывший шофер. На сегодня «Туган як» — единственная татарскоязычная газета Нижегородчины — превратилась в рекламно-поздравительную листовку; содержащую в лучшем случае теле-программу. На страницах издания не поднимается ни одна острая, живая тема, она являет собой классический пример «газеты ни о чем». Мы озвучили свое видение: сменить редактора-пенсионера, отправив его наконец-то на заслуженный отдых, назначив на это место молодого и перспективного специалиста Олега Андержанова.

        Следует откровенно признаться, что прежнее поколение национальных активистов в силу объективных причин перестало активно заниматься работой по сохранению татарской культуры и сдало свои позиции… Мы благодарны Рахиме Абдулловне Данеевой, Марату Кадыровичу Юнисову, Алимжану Мустафиновичу Орлову, но нужно набраться смелости и пригласить к активной работе более молодых активистов.

        В этом плане стоит реально оценить работу Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области. Несмотря на скуднейшую помощь со стороны государства (в 2006 г. в адрес РНКАТНО было выделено 150 тысяч рублей); несмотря на то, что до сих пор у нашей автономии нет в собственности своего помещения, которое пока что предоставляется Духовным управлением мусульман — работа, проведенная РНКАТНО, грандиозна. Создание собственного Интернет-сайта; выпуск многочисленных книг на татарском и русском языках местных краеведов, историков, писателей и поэтов; проведение вот уже четвертых Фаизхановских чтений; конференции «Рухи Мирас» в Сергаче; мероприятий в память Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая; практически ежемесячных концертов с участием татарских звезд эстрады; поддержка (по возможности) молодых дарований (Дианы Галимовой и др.) – вот лишь краткий перечень мероприятий, проведенных РНКАТНО за прошедший год. Один только энциклопедический словарь «Татары Нижегородской области» с бюджетом в 400 тысяч рублей — уже огромный рывок вперед. Может, и хотелось бы потребовать большего, но масштабность уже проделанного не дает на это право.

        При этом особо отмечу следующее: не только государство оказалось в стороне от помощи РНКАТНО, но и, к сожалению, татарский национальный бизнес игнорирует нужды своей национально-культурной автономии. Помощь со стороны татарских предпринимателей в адрес РНКАТНО не превышает похода в ресторан… За исключением ряда искренне верующих людей, богатые татары в своем большинстве не осознают необходимости вкладываться в сохранение родного языка и культуры. Что здесь можно сказать? С одной стороны, перевоспитать этих людей мы уже не сможем… Но, с другой стороны, это все таки наши соплеменники, и в Судный день Всевышний Аллах спросит не только с них, но и с нас: а мы что сделали, чтобы их привлечь? И вот какая идея крамольная пришла в голову…

        Мы ведь прекрасно все знаем, когда главы районных администраций Нижнего Новгорода вызывают к себе «для душеспасительных бесед» бизнесменов, и фактически заставляют их выкладывать деньги на строительство православных храмов, или, скажем, на золочение куполов храма Александра Невского в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Более того: даже когда татарские бизнесмены говорили, что будут помогать мечети, а не церкви, то на это им фактически угрожали разорением. Знакомые нижегородцы рассказывают, что начальство заставляет всех сотрудников написать заявления, чтобы с их зарплаты автоматически удерживались определенные суммы в пользу православных храмов. Мусульмане и другие неправославные граждане, конечно, возмущаются, а в прокуратуру написать не могут: бизнес разорят, работников уволят…

        Истина, как всегда, лежит посередине. Мы, безусловно, против репрессивных методов сбора денег; но вот в том случае, когда бизнес идет навстречу татарским национальным организациям в деле сохранения нашей культуры, власть могла бы применить льготные схемы в адрес таких меценатов.

        Еще одна болезненная тема: состояние религиозной сферы жизни в нашей области. С одной стороны, у нас очень много мечетей: их на сегодня в нашей области 55. В свое время мы их торжественно открывали, но, к сожалению, сегодня вынуждены неторжественно закрывать. В селе Ишеево на 200 постоянных жителей – 3 мечети, и они не в состоянии финансировать их содержание. Духовное управление мусульман никогда не рвалось к такой ненужной трате денег, бесполезному вкладыванию средств; в то же время и запретить строительство мечетей мы не могли, коль скоро люди считали, что вот таким образом религия сама собой возродится. Конечно, только сейчас на этом печальном примере мы можем объяснить московским татарам: надо вкладываться в инфраструктуру села, которое находится на краю гибели – тогда и жизнь оживится, и мечети наполнятся.

        К сожалению, эта наивная попытка сохранить Ислам далека от тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся в последнее время ежедневно. Вот сегодня на Педагогической секции будет обсуждаться вопрос об участившихся случаях православного миссионерства в детских садах и школах. Частое появление православных священников в нарушение действующей Конституции привело к такому результату относительно детей мусульман: в последнее время дети осеняют себя крестами, цитируют «Отче наш». Я очень серьезно акцентирую внимание власть предержащих на этой крайне болезненной теме.

        И вот о чем хочу сказать в этой связи. Все национальные восстания в Поволжье и на Урале начинались с проблем религиозной дискриминации – например, восстание Батырши, юбилей которого пришелся на 2006 год, и который был, кстати говоря, мишарином по происхождению. Людей просто загнали в угол примерно такой же навязчивой православизацией.

        Вкупе с постоянными намеками преподавателей в вузах о «террористической сущности» Ислама – опять-таки, у нас есть документальные подтверждения этому, но студенты боятся писать жалобы под угрозой отчисления – все это создает картину геноцида российских татар-мусульман на их собственной родине. Мы еще не забыли, как высокопоставленный представитель Московской патриархии предлагал нам, не желающим изучать Основы православия в школе, поискать себе другую родину. Итак, что же получается в горьком остатке?

        Мы долго строили тоталитарное атеистическое общество, а теперь какое? Даже страшно вымолвить… Не я первый и не я последний предупреждаю авторов этой идеологии, что рано или поздно – и скорее всего, гораздо быстрее, чем они думают – такое общество неизбежно сменится новой фазой безбожия, бунтарством народа и полным нигилизмом. Вторичное разрушение храмов Россия просто не переживет. Хотим ли мы этого? И об этом ли мечтали в годы государственного атеизма? К сожалению, пока что вопросов больше, чем ответов на них.

        Мы можем надеяться только на Всевышнего и на свои собственные силы. Призываем всех заинтересованных активно включаться в решение поднятых нами вопросов и проблем. Спасибо за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

 

Выступление Г.С. Закирова на круглом столе «Религиозные и светские компоненты в современной мусульманской системе образования»

 в Российском исламском университете (г. Казань)

 

        В последнее время многое говорится о необходимости обеспечить единство татарской нации, противостоять нарастающей ассимиляции. Это особенно трудно сделать в городах, где татарские школы давно закрыты или их никогда не было, как например в моем родном Дзержинске. Численность же деревенского населения постоянно сокращается.

        В Нижегородской области Духовное управление мусульман и региональная национально-культурная автономии традиционно работают совместно. Так было в 1917 г. когда имам Соборной мечети Габдулла Сулеймани возглавил губернский Милли Шуро-Национальный Совет. Мы еще только начали изучать личность этого выдающегося деятеля, остававшегося затем казыем ЦДУМ вплоть до ареста в годы большого террора. Эти идеи он воспринял в годы учебы в казанском медресе «Мухаммадия». Здесь он стал мюридом шейха Галимджана Баруди. Напомню, что в 1917 г. дамолла Галимджан стал первым свободно избранным муфтием российских мусульман. Мы, в Нижнем Новгороде, храним традиции наших выдающихся лидеров, алимов и мударрисов. И для нас было абсолютно непонятно, почему вдруг из Казани послышалась критика в наш адрес за то, что наша автономия татар и ДУМНО работают единым фронтом. Сегодня вы видите плоды этой деятельности. Какая региональная автономия и какое Духовное управление могут похвастаться такими результатами?

        Аллага шукер, нижегородская умма едина, у нас есть единый лидер Умар-хазрат и все проблемы мы решаем мирно и сообща. У нас много друзей в Казани, с которыми мы вместе работаем, осуществляем совместные проекты. Поэтому мы особо не реагировали на отдельные реплики, раздававшиеся из Казани. Но сегодняшний раскол вокруг РИУ не может не беспокоить всю российскую умму и татарскую нацию. Скандал выплеснулся в федеральные средства массовой информации, и это бьет по всем мусльманам-татарам. Мы на Нижегородчине никогда не допускали такого. Поэтому волей-неволей мы захотели разобраться кто здесь пытается лить мутную водичку в лучших традициях начала 1990-х гг. Вспомнилась нам и критика в адрес духовенства Председателя Всемирного Конгресса татар на юбилейных мероприятиях августа прошлого года. Тогда на нее весьма аргументированно ответил Равиль-хазрат Гайнутдин.

        Сегодня те люди, которые критиковали нас, накинулись на Ильдуса Загидуллина. Остается только посмотреть, кто и в чем его обвиняет. Имамам, преподающим по саудийским учебникам, он не нравится за приверженность идеям наших великих алимов Курсави, Марджани, Фахретдина и Биги. Кстати Курсави и Марджани, будучи ректорами, так ни разу и не съездили поклониться муфтию. Былые спецы по Марксистско-ленинской философии и научному атеизму, прославившиеся критикой муфтиев и алимов, наверное, не могут простить Загидуллину, что он никогда не поливал грязью наших славных предков. Не хочется здесь критиковать Казанцев, но у всех возникает вопрос: почему отдел исламоведения в Институте истории возглавляет человек, даже не владеющий арабским языком, Да его еще к тому же называют лучшим исламоведом республики, да еще и выдающимся исламоведом. У нас в Нижнем Новгороде побывали московские исламоведы Тауфик Ибрагим, Виталий Наумкин, Дмитрий Макаров, Игорь Алексеев, казанские: Айдар Юзеев, Айдар Хабутдинов, Ильшат Гимадеев. Арабским они все владеют. А почему им не владеет один Мухамметшин? Потому что он защищал кандидатскую не по исламоведению и не по истории татар, а по погромным антисламским идеям Галимджана Ибрагимова. Взял я почитать книги Ибрагимова «Татары в революции 1905 г.» и «Кара маяклар», которые в советские времена называли научными трудами. На самом деле: гнусный пасквиль. Почитайте только, что он пишет о муфтии Галимджане Баруди. Правильно, что великие Гаяз Исхаки и Садри Максуди в 1918 г. называли большевиков наследниками Победоносцева и черносотенцев.

        Талантливый был человек Галимджан Ибримов, не спорю. Только пил много и идеалы и друзей своей юности продавал власть имущим по сходной цене. А когда понял, что все проиграл, было уже поздно. Мертвые же ответить не могут. Ну да мы, еще Аллага шукер, живы-здоровы и сумеем ответить на клевету. Почитал я еще труды Мухамметшина. Здесь он хвалит кадимизм, тут джадидизм, там пьяный Евроислам. Не только любой ученый, но и любой образованный татарин-мусульманин объяснит Вам, что это вещи абсолютно противоположные… По Корану самым страшным грехом называется лицемерие. В последнее время господин Мухамметшин писал речи для моего уважаемого тезки, председателя ВКТ Рената Закирова. Вот и выходят скандал вроде протеста Равиля-хазрата. А нам утверждают, что Мухамметшин был бы лучшим ректором РИУ, чем Загидуллин который во всех своих трудах защищает священное дело наших предков-мусульман.

        Хочется позавидовать казанцам, что у них есть прекрасные ученые. В Нижнем на их выступления приходят сотни людей. Мы знаем, что они активно работают и в Казани. Но зачем же использовать провокаторов? Мы в Нижнем сумели сохранить единство, Вы же в Казани выплеснули конфликт вокруг РИУ на потеху всей России. Писаки типа небезизвестного Силантьева потирают руки от радости. Да и другим теперь проще доказывать введение православия в школу и священников в армию, ведь Русская Православная церковь едина и не выносит сор из избы.

        Мы приехали сюда, чтобы братья-мусульмане поняли друг друга и вместе работали во имя мусульманского образования, во имя российской уммы. «Аерылганы буре ашар» — отделившегося съест медведь. Так давайте же не поддаваться на провокации, не вставать в позу и вместе работать.

 

Выступление Г.С. Закирова на III Фаизхановских чтениях

 

        Сегодня мы собрались в этом зале на 3-и Фаизхановские чтения. Они превратились в добрую традицию, своеобразную визитную карточку в жизни нижегородской уммы.  Светлая личность Хусаина Фаизхани, как и при жизни, сплотила  вокруг себя представителей  духовенство и властей, ученых и преподавателей, студенческую молодежь.  Темы, поднятые Фаизхани актуальны и в наше время. Не случайно, что в этом году чтения посвящены роли ученого в формировании основ общественного движения российских мусульман. К конференции вышла в свет книга, во многом по-новому раскрывающая роль Фаизхани в формировании татарской нации и ее элиты, разработки векторов развития российского и татарского общества. 

        Сегодня новое поколение общественных деятелей обсуждает ключевые проблемы, стоящие перед нашим Отечеством. Ведь недавно сформирована Общественная палата в России, прошло первое заседание Общественной Палаты Татарстана в Казани. В состав этих органов вошли христиане и мусульмане, ведь межрелигиозный и межнациональный диалог особенно актуален в условиях создания гражданского общества в России.

        Мы живем в сложный и противоречивый период, когда в нашем обществе все больше ощущается дефицит нравственности и морали. Старые коммунистические нормы советского общества уже не работают, многие только начинают создаваться… Это во многом напоминает родные Фаизхани 1860-е гг. В эти годы миллионы сельчан покинули свои деревни, и оказались во многом не приспособлены к сложным условиям городской жизни, учащаяся молодежь восприняла свободу как вседозволенность. Тогда в стране поднялась волна молодежного радикализма, преступности, насилия, началось восстание в Польше, кровь проливалась в южных мусульманских регионах. Во многом эти проблемы актуальны и сейчас.

           К счастью, в Поволжье тысячелетний опыт сосуществования христиан и мусульман во многом предохраняет нас от крайних проявлений. Однако экстремизм, прикрывающийся лозунгами защиты религии Ислама, начинает себе свивать гнездо в Поволжье. Недавно группа бандитов, прикрывавшихся религиозными лозунгами и использовавшая название «джамаата» (общины), была осуждена в Ульяновске. Неоднократно мы узнавали о деятельности ваххабитов и «хизб ут-тахрир» в ПФО, особенно в Татарстане и Башкортостане. Особенно нас беспокоит, что к крайним группировкам все больше примыкает молодежь, зачастую неплохо образованная.

        На Нижегородчине ДУМНО и РНКАТНО тоже озабочено этой проблемой. Мы провели первые в Росси курсы, где объясняли молодежи основы Ислама, традиционного для российских мусульман.   Поэтому среди мусульман -- постоянных жителей Нижегородчины не появляются радикальные течения. Но мы не можем успокаиваться. Сегодня границы России открыты, а страна завалена миллионами экземпляров ваххабитской литературы, которая в 1990-е г. свободно печаталась, ввозилась из-за рубежа. Эту экстремистскую литературу постоянно находят у молодых радикалов. К сожалению, наше государство, мало, что может им реально противопоставить.   

        Государственным чиновникам во всем мире, зачастую трудно понять насколько увеличилась роль религиозного фактора за последние годы.  В Советскую эпоху господствовала точка зрения, что в традиционные религии находятся под эффективным контролем государства, а их паству составляют преимущественно старики. К тому же в СССР в 1970-е гг. был выдвинут абсолютно неправильный лозунг «слияния наций», который подхлестнул национальные чувства вполне лояльных граждан. С закрытием национальных школ в городах, они не утратили свое национальное отличие, они просто направились в мечеть или в полулегальную мусульманскую общину. Крайние религиозные и (или) националистические идеи возникли в тех городах, где не было национальных школ у татар. Это Набережные Челны и Альметьевск, Ульяновск и Бугуруслан – список можно продолжать… Мало кому известно,  но из всех народов России только татары сохранили в 1970-1980-ее гг. 10-летнюю среднюю школу и национальные факультеты и отделения. Именно национальная городская интеллигенция в начале 1990-х гг. во многом не дала взять вверх татарским радикалам, удержала студенчество от насильственных акций. К сожалению, на Северном Кавказе не оказалось многолетних традиций городской интеллигенции. Результаты мы видим сегодня… А ведь первым из российских мусульман именно Фаизхани предлагал включить татарскую элиту в систему российского среднего и высшего гуманитарного образования. Он хотел видеть студентов татар в числе студентов Казанского и Петербургского университетов, а затем в числе преподавателей национальных учебных заведений. Поэтому, его идеи для нас не страницы далекой старины, а руководство к действиям.

        К сожалению, идеи Фаизхани в 1860-е гг. не были воплощены в жизнь. Но с 1890-х гг. и практически до начала Великой Отечественной войны татарское джадидское образование во многом следовало модели Фаизхани. Только с конца  1920-х гг. из него был полностью исключен религиозный компонент. Для нашего народа это был «золотой век» татарской культуры. Его плодами стали Садри Максуди и Гаяз Исхаки, Хади Такташ и Хасан Туфан, Галимджан Ибрагимов и Кави Наджми, Мажит Гафури и Карим Тинчурин, Салих Сайдашев и Баки Урманче – список можно продолжать до бесконечности. Мы нижегородцы можем гордиться тем, что до 1928 г. полулегально продолжило существовать медресе в Сафаджан, чуть ли не последнее из татарских медресе Советской эпохи.  Именно эти творцы-титаны создали классическую татарскую культуру, открытую последним мировым достижениям, вступившую в диалог с русской культурой. В их произведениях во многом был заложен тот великий запас патриотизма, который проявили воины-татары на фронтах Великой Отечественной войны, Наш народ занял четвертое место по числу героев Советского Союза и первое среди народов, на территории проживания которых не велись боевые действия.

        В феврале в рамках общефедеральных торжеств мы отмечали юбилей, пожалуй, самого известного в России ученика джадидского медресе Мусы Джалиля. Глубоко символично, что именно в театре, носящем его имя, в Казани 24 августа прошлого года президент Путин начал по-татарски свою речь, посвященную роли столицы татар и татарского народа в судьбе тысячелетней России. В феврале этого года РНКАТНО и ДУМНО провели целую серию мероприятий в Нижнем Новгороде, Сергаче, Дзержинске, выпустили книгу в форме учебно-методического пособия о творчестве и подвиге Джалиля. Педагоги, имамы, работники культуры всех наций приняли в них активное участие, горячо благодарили за возрождение лучших традиций патриотического воспитания. Однако нас удивило отсутствие даже поздравлений от администрации ПФО, губернатора.   Власти не выделили на эти мероприятия ни копейки. Юбилей Джалиля как лакмусовая бумажка  высветил имеющиеся проблемы. Если наши чиновники не хотят видеть даже общефедеральных мероприятий, то, что говорить о других. Если Нижний Новгород, является центром ПФО, то мы вправе ждать большего внимания к национальной специфике.  Ведь по данным переписи 2002 г. каждый седьмой житель ПФО владеет татарским, почти каждый пятый является тюркоязычным мусульманином. 

        После такого отсутствия отклика сверху нас не удивляет хроническая нехватка необходимой литературы в татарских школах, сокращение часов на предметы национального компонента в сельских районах. В городах же татарских школ или классов просто не существует. Если бы непонимание национальных проблем еще бы помогло решить демографический кризис на Нижегородчине и падение численности русского населения   в городах. В эпоху, когда Российская Империя раздвигала свои границы при Екатерине II и Николае I, государство само обязывало учить будущих чиновников татарский язык, приучало мусульман новых территорий к образу жизни российских мусульман, используя татарский язык и преподавателей.  Ведь Фаизханов писал свою грамматику татарского языка непосредственно для своих студентов Петербургского университета. 

        В 1970-1980-е гг. многие поверили, что знание русского языка нерусскими народами решит все проблемы. Однако мое поколение еще помнит, что говорили  восточноевропейцы и прибалты на хорошем русском языке о русских лет 15-20 назад. Сегодня радикальные мусульманские течения в России используют исключительно русский язык: почитайте хоть чеченские сайты, хоть издания татарских ультра-националистов.  Поэтому мы должны  вспомнить опыт и лучшие достижения имперской России и опираться на труды ее выдающихся специалистов. Лобаческий, Казем-Бек, Радлов,  Григорьев, Вельяминов-Зернов  были близки к Фаизхани в понимании системы обучения российских мусульман. Но все они были христианами и не могли осуществить такую реформу изнутри. Только Фаизхани, бывший одновременно ученым и преподавателем, улемом и мударрисом мог разработать концепцию, обеспечивающую интересы российских мусульман и российского государства.

        Именно эти принципы мы закладываем в основы Нижегородского Исламского института им. Х. Фаизханова. Мы искренне надеемся, что  для более, чем 6 миллионов мусульман ПФО, он превратится в центр светского и религиозного образования. Он должен готовить квалифицированные кадры не только для медресе и мечетей, но и светских вузов и научно-аналитических центров,  работников госаппарата и органов самоуправления, отвечающих за взаимодействие с  религиозными организациями. Подобные вузы функционируют в ряде мусульманских стран. Ближайшим аналогом на постсоветском пространстве является Ташкентский  Исламский университет, выпускники которого в сложных условиях снизили уровень религиозного радикализма в Узбекистане.

 

Выступление Гаяза Салиховича Закирова на III областном практическом семинаре «Рухи мирас»

 

        «Язмыштан узмыш юк» (От судьбы не уйдешь), так говорят татары. Но почему-то для одних эта судьба сводится к стремлению сохранить жизнь любой ценой, а кто-то совершает подвиг батыра, и его гибель вдохновляет людей на более достойную и справедливую жизнь. Подвиг Джалиля  не знает границ. Его нравственный выбор, воплощенный в «Моабитских тетрадях» понятен и мусульманину, и христианину, и иудею.

        В стихотворении «Не верь!» он писал:

Холодное тело засыплет земля, —
Песнь огневую засыпать нельзя!
Умри, побеждая, и кто тебя мертвым
Посмеет назвать,  если был ты борцом!

        Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Сегодня, когда не слишком образованные журналисты называют шахидами террористов нужно ясно сказать, что поэт-герой был истинным мучеником-шахидом, принявшим смерть во имя истиной справедливости. Ибо сказано в Коране (Сура Ан-Ниса, аят 135): «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».

        Размышляя над судьбой М. Джалиля, невольно задаешься вопросом, а был ли у него выбор. Да, был. В польской крепости Демблин в 1942 г. немцы собрали мусульман Волго-Уральского региона. Именно здесь был сформирован легион «Идель-Урал» с целью привлечения татар на свою сторону. Легион был связан с «Союзом борьбы тюрко-татар «Идель-Урал»», который провозгласил своей программной целью уничтожение Советской власти и создание независимого государства в Волго-Уральском регионе. Лидеры легиона вели активную пропагандистскую работу и пытались использовать в этих целях Джалиля: ведь до войны он занимал пост ответственного секретаря Союза писателей Татарии и был широко известен как поэт.

        Зимой 1941-1942 г. фашисты понесли первые ощутимые потери, и с 1942 г. все больше начинали использовать подразделения, сформированные не из немцев. Очень активно немцы пытались использовать мусульман. Они хотели в союзе с турками и восставшими мусульманами Кавказа захватить Баку – лишить СССР практически единственного источника нефти.

        Джалиль для вида пошел в легион, но он и его сторонники развернули свою деятельность. Подпольная группа, куда вошел М. Джалиль, вела пропаганду среди легионеров с призывом повернуть оружие против немецкой армии. В результате в феврале 1942 года первый батальон Волго-Татарского легиона в составе более 900 человек перешел на сторону белорусских партизан, а немецкие офицеры, руководившие батальоном, были уничтожены. Лидеры подпольщиков стремились поднять восстание всего легиона. Однако в результате доноса 11 августа 1943 года организация была разгромлена.

        По сути, попав в легион, Джалиль получил почти 100% шанс выжить, выиграть схватку со смертью. Об этом свидетельствуют воспоминания бывших легионеров. Ведь во время Второй Мировой войны в глазах и немцев, и союзников СССР по антигитлеровской коалиции татары представляли народ, борющийся за свою независимость. Татарский уланский полк был последней частью, павшей на варшавских улицах в сентябре 1939 г. А ведь Англия и Германия объявили войну нацистам 3 сентября 1939 г. в защиту Польши, расчлененной Германией и СССР. Это знали и заокеанские союзники западных демократий. До сих пор  власти США не отменили закон 1959г., где в списке оккупированных коммунистами стран называются «Идель-Урал» и «Кавказия». Ведь в список входили и соцстраны Восточной Европы и союзные республики СССР. Это и сегодня многое объясняет в отношениях США и западноевропейцев к Чечне. Если бы Джалиль дожил до капитуляции фашистской Германии в мае 1945 года, он скорее всего сумел бы спастись в американской оккупационной зоне.

        В начале 1990-х гг. постаревшие легионеры смогли приехать на Родину. Они показывали фотографии своих домов в Нью-Йорке или Стамбуле, лица улыбающихся детей, внуков и правнуков. Они истинно ненавидели нацистов. Но легионерам не хотелось из фашистского ада попадать в ад сталинских лагерей. М. Джалиль же сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года

Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рожденная мной. 
Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей.

        Джалилю так и не было суждено дожить до внуков. Поэт был казнен в 38 лет. Но дети Советской Родины получили возможность не бояться бомб и пуль оккупантов, концлагерей и фабрик смерти. В жизни этих детей и есть вечный подвиг Джалиля и его соратников. 

        Джалиль честно выполнил свой долг перед Богом, Родиной и своей нацией, пред будущим человечества. И пусть великая судьба поэта будет вдохновлять его миллетешлэр, россиян и всех людей, на новые подвиги во имя жизни на Земле.

 

Выступление Г.С. Закирова на открытии Акции Дружбы и Милосердия «День Доброй Воли»

 

        Приветствую Вас от лица татар-мусульман Нижегородской области, желаю Вам мира и милости, новых спортивных побед и помощи Всевышнего во всех благих начинаниях.

        Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение) говорил: «Сильный мусульманин лучше слабого мусульманина». Эта фраза лучшим образом отражает отношение Ислама к физической культуре и спорту.

        Любовь к здоровому образу жизни нужно прививать людям с самого раннего возраста, только так мы сможем уберечь наших детей от пагубных пристрастий и безнравственных поступков.

        Именно в спорте залог решения демографической проблемы России, ибо из тех, кто с самого детства увлеченно занимается спортом, вырастают здоровые матери и отцы, способные дать жизнь новым поколениям физически и духовно здоровых людей, способные поставить свою семью на ноги и оберегать семейный очаг от всех трудностей и бытовых проблем.

        В наше нелегкое время особенно важно суметь оторвать детей от телеэкранов, круглосуточно транслирующих безнравственные программы, пагубным образом сказывающиеся на их неокрепшем сознании, отвлечь их от пропагандирующих насилие компьютерных игр и в то же время не дать улице затянуть их — защитить их от уличных банд, от наркотиков и преступности. Панацеей от всех этих жизненноопасных заболеваний нашего века должен стать спорт. Именно поэтому так важен и своевременен ваш проект. От лица мусульман области целиком и полностью поддерживаю этот проект и разделяю Вашу заботу о духовном и нравственном развитии подрастающего поколения.

        От души надеюсь, что эти мероприятия станут регулярно проводиться на территории нашей области и всей России!

        Удачи Вам юные спортсмены и организаторы игр!

        Здоровья и сил, физических и духовных!

 

Поздравление с тысячелетием Казани

 

        Одна из легенд, объясняющих возникновение имени столицы Татарстана, гласит, что житель города, придя на реку за водой, нечаянно уронил в нее котелок-казан, с тех пор река называется Казанкой, а город — Казанью.

        Казань, стоящая на крупнейших торговых путях, на протяжении тысячелетия была котелком, где смешивались люди разных национальностей и верований. Пусть этот казан и дальше не становится плавильным котлом — пусть не стирается этническая самобытность населяющих Ка­зань народов, но в то же время, пусть живут и крепнут славные традиции мирных, добрососедских отношений, веками складывавшиеся в этом городе.

Верю, что со временем они станут идеалом межконфессиональных взаимоотношений для жителей всех городов нашего Отечества.

Устав Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области

(РНКАТНО)

1.Общие положения

1.1. Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области, далее именуемая РНКАТ, является формой национально-культурного   самоопределения   и   добровольной самоорганизации  татар  —  граждан  Российской  Федерации, относящих себя к определенной этнической общности татар, для решения вопросов  сохранения  самобытности,  родного  языка и национальной культуры.

1. 2. Деятельность  РНКАТ  регулируется  Конституцией  РФ, Федеральным законом от 17.Об.1996г.  №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», федеральным законом от 16.05.1995 года №82  —  ФЗ  «Об  общественных  объединениях»,   действующим законодательством     Российской     Федерации,     местными законодательными актами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области,   настоящим   Уставом,   а   также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договарами Российской Федерации.

1.3. Для  реализации  целей,   определенных  настоящим Уставом,  РНКАТ осуществляет  свою  деятельность  в  тесном контакте с органами местного самоуправления, законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, общественными,  религиозными  и  коммерческими  организациями России и других государств.

1.4. РНКАТ  является  юридическим  лицом  со  дня  ее государственной    регистрации,     обладает     обособленным имуществом,  имеет самостоятельный баланс,  может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,  открывать  расчетные  и  иные  счета  в  рублях  и  в иностранной валюте в банках и кредитных учреждениях, иметь соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием собственную  символику  и  иные  реквизиты,  утвержденные  в установленном порядке.

1.5. Полное официальное наименование:

Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской  области Сокращенное   наименование  —   РНКАТ

1.6. РНКАТ    не    несет    ответственности    по    обязательствам государства   и   своих   учредителей,    а    государство   и   учредители не  несут  ответственности  по  обязательствам  РНКАТ.

1.7. РНКАТ строится на принципах добровольности, самоорганизации, самоопределения и самоуправления, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, уважения культуры, традиций и обычаев других этнических общностей.

1.8. Местонахождение Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области: г. Нижний Новгород, Казанская набережная, д.6

1.9. Территориальная деятельность — Нижегородская область

2. Цели и задачи РНКАТ

2.1. Основной  целью  создания  и  деятельности  РНКАТ является  содействия  ускорению  прогрессивного  национально-культурного    развития    татарского    народа,    используя государственную поддержку для решения проблем возрождения, сохранения,   развития    и    преемственного    наследования национальной  культуры,   традиций,   обычаев,   национального образа жизни и языка.

2.2. Содействие      достижению      национального представительства национально-культурных интересов в органах государственной  власти  и  местного  самоуправления  через
участие в разработке законов области и программ национального развития.

2.3. Содействие  органам  власти  в  сближении  народов, населяющих Нижегородскую область,  в развитии сотрудничества между ними в областях искусства, образования, науки, спорта.

2.4. Содействие  органам  местного  самоуправления  в развитии экономических,  культурных отношений с республикой Татарстан  —  исторического  очага  и  традиционного  центра татарской национальной культуры и духовности.

3. Основное направление деятельности РНКАТ

3.1. РНКАТ для достижения своих целей и решения задач осуществляет  свою деятельность  в  порядке,  предусмотренном действующим законодательством.

3.2. Содействует осуществлению и развитию национального самопознания и самобытности татар, установлению и поддержанию культурных связей с этническими татарами в других регионах России и за рубежом.

3.3. Координирует действия местных национально-культурных объединений в достижении уставных целей,  при необходимости представляет  защищает  их  законные интересы  в  органах государственной власти и местного самоуправления.

3.4. Содействует  органам местного  самоуправления  в  в разработке   целевых   программ   и   национально-культурного развития татар Нижегородской области.

3.5.  Содействует   включению   в   бюджет   необходимых ассигнований   для   оказания   финансовой   поддержки   РНКАТ пропорционально численности татарского населения области.

3.6. Содействует    созданию    и    функционированию государственных учреждений национальной культуры образования.

3.7. Проводит культурные и просветительские мероприятия: фестивали,  смотры,  конкурсы,  выставки,  народные  праздники семинары, симпозиумы и дискуссии и т.д.

3.8. Содействует    по    организации    национального краеведения,  охраны  национальных  и  природных  памятников истории и культуры, созданию этнографических и иных музеев.

3.9. Создает   учреждения   национальной   культуры, национальные школы и другие учебные заведения.

4. Права и обязанности РНКАТ

4.1. Для осуществления указанных в главе 3 настоящего Ус­тава видов деятельности РНКАТ имеет право:

- иметь  своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

- участвовать  в  выборе  целевых  программ  национально-культурного  развития  народов  Нижегородской  области  для государственной финансовой поддержки совместно  с органами исполнительной власти Нижегородской области;

- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для со­хранения  национальной  самобытности,  развития  национального языка и культуры,  благотворительную и иную гуманитарную по­мощь от отечественных и иностранных физических и юридических лиц;

- получать информацию исполнительной власти о сделанном ими выборе программ и проектов культурного развития татар и включении  их  в  бюджет  области  средств  необходимых  для своевременной поддержки конкретных планируемых мероприятий;

- иметь доступ и получать информацию от финансовых органов области об ассигнованиях, включенных в бюджет по представленным проектам и программ предусмотренных для государственной поддержки;

- выступать с инициативами по различным вопросам общест­венной жизни, вносить предложения в местные органы государст­венной власти;

- участвовать в подготовке и выработке решений местных органов власти, касающихся татар и РНКАТ;

- иметь в собственности здании, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество образовательного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, необходимые для выполнения уставных задач;

- учреждать средства массовой информации, получать и распространять информацию на татарском и иных языках, добиваться эфирного времени в государственных электронных средствах массовой информации для передач, направленные на обеспечение законных интересов и удовлетворения духовных запросов татарского населения;

- создавать негосударственные учреждения (общественные) татарской культуры: культурные центры, клубы, библиотеки, студии, архивы и другие учреждения, обеспечивать их деятельность;

- организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства;

- проводить массовые мероприятия национальной культуры татар: фестивали, конкурсы, смотры и выставки;

- издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на татарском и иных языках.

- учреждать организации, занимающиеся народными художественными промыслами и ремеслами.

- пользоваться  всеми  иными  правами,  представленными действующим законодательством.

 4.2.РНКАТ обязана:

- соблюдать Конституцию и Законодательство Российской Фе­дерации, законодательные акты Нижнего Новгорода и Нижегород­ской области,  общепринятые принципы и нормы международного права, касающиеся деятельности РНКАТ, а также настоящий Ус­тав;

- предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной  власти  и  другим  компетентным  органам  в соответствии с действующим законодательством;

- допускать представителей органов власти на проводимые РНКАТ мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с уставной деятельностью;

- взаимодействовать с федеральной НКАТ, местными автономиями и национальными объединениями татар, исполкомом ВКТ, общественными движениями;

- представить финансовым органам в установленном порядке отчет о расходовании полученных государственных средств на целевые программы.

5.  Членство в РНКАТ

5.1. Членами РНКАТ являются зарегистрированные местные национально-культурные       организации,       а       также зарегистрированные  региональные  общественные  объединения  — юридические  лица,  признающие  Устав  РНКАТ,  добровольно  и активно участвующие в ее уставной деятельности и принявшие решение об участии в РНКАТ.

5.2. Членство в  РНКАТ осуществляется на добровольных, началах.

5.3.  Все члены РНКАТ обладают равными правами и могут:

- избирать и быть избранными в органы управления и кон­троля РНКАТ;

-пользоваться помощью РНКАТ в защите социальных прав;

- участвовать при обсуждении вопросов, затрагивающих их интересы;

- получать информацию о деятельности РНКАТ;

- быть членом или участником иного общественного объеди­нения,  цели и деятельность которого не противоречат целям РНКАТ;

5.4. Общественные объединения  (организации),  являющиеся учредителями имеют право на равное представительство в орга­нах управления и контроля РНКАТ.

5.5. Решение   о   принятии   местной   автономии   или общественного  объединения  в  члены  РНКАТ  принимается  на основании заявления руководителя местной автономии или общественного объединения в присутствии ее представителей и представленных вместе с заявлением:

- протокола заседания руководящего органа местной НКАТ, заверенного подписью руководителя и печатью;

- копией Устава и свидетельства о регистрации;    

- сведений о своей деятельности и участии в деятельности РНКАТ, подтверждающих их соответствие уставным целям РНКАТ.

- Решение о приеме в члены РНКАТ принимается большинством голосов при наличии на заседании Совета не менее двух третей членов Совета.

- Прием в члены РНКАТ оформляется протоколом заседания ее Совета  или  Конференции.  Документом  о  членстве  является выписка  из  протокола,  подписанная  председателем  РНКАТ  и заверенная печатью.

5.6. Члены РНКАТ обязаны:

- соблюдать требования настоящего Устава;

- активно содействовать реализации стоящих перед РНКАТ задач;

- бережно относиться к использованию имущества РНКАТ;

5.7. Членство в РНКАТ может быть прекращено в связи с добровольным  выходом  члена  РНКАТ,  а  также  в  случае  его исключения в связи невыполнением уставных требований.

5.8. Члены РНКАТ обязаны выполнять требования Устава и участвовать в ее деятельности.

5.9. Члены  РНКАТ  руководствуются  в  своих  действиях решениями Конференции и Совета РНКАТ.

6. Органы управления РНКАТ

6.1. Высшим   органом   РНКАТ   является   Конференция, созываемая не реже одного раза в 4 года в соответствии с принятой нормой представительства.  Внеочередная конференция РНКАТ может созываться по решению Совета по требованию контрольно-ревизионной комиссии или не менее одной трети общего числа   зарегистрированных   местных   НКАТ   и   общественных объединений — членов РНКАТ. Время созыва Конференции, норма представительства и повестка дня определяется Советом РНКАТ.

6.2. К исключительной компетенции Конференции относятся:

- внесение в Устав изменений и дополнений с последующей государственной регистрацией в установленном законом порядке;

- определение  приоритетных  направлений  деятельности  и принципов формирования и использования имущества;

- определение количественного состава и избрание Совета, председателя  Совета,  сопредседателя  ревизионную  комиссию, досрочное прекращение полномочий;

- утверждение  отчетов  Совета  и  контрольно-ревизионной комиссии;

- принятие решения о реорганизации и ликвидации РНКАТ;

-  конференция правомочна принимать решения по любым во­просам его деятельности

6.3. Конференция  правомочна  избрать  в  состав  Совета выдающихся представителей любых зарегистрированных татарских общественных объединений — граждан РФ,  активно участвующих в национально-культурном развитии татар Нижегородской области. Конференция  правомочна,  если  в  ее  работе  участвуют  более половины делегатов.

Решение Конференции по вопросам исключительности компетенции считается принятым, если за него проголосовало не менее две трети делегатов, по другим вопросам более половины присутствующих делегатов. Способ голосования избирается на Конференции.

6.4. В период между Конференциями руководящим органом
РНКАТ является Совет РНКАТ избираемый на 2 года.

6.5.  К компетенции Совета  относятся:

6.5.1. Подготовка материалов к заседаниям Совета и Конфе­ренции.

6.5.2. Формирование повестки дня заседаний Совета Конфе­ренции.

6.5.3. Решение о проведении Конференции, назначение даты, времени и места проведения собрания.

6.5.4. Организация выполнения решений, принятых Конферен­цией.

6.5.5. Утверждение финансового плана, внесение в него из­менений и дополнений, утверждение отчета о его исполнении.

6.5.6. Утверждение порядка управления и распоряжения соб­ственностью РНКАТ.

6.5.7. Образование, упразднение и ликвидация рабочих ор­ганов Совета.

6.5.8. Решение вопросов по приему зарегистрированных татарских местных НКАТ и общественных объединений в члены РНКАТ или исключения из членов на основании заявлений ли иных причин.

6.5.9. Открытие представительств и их ликвидация.

6.5.10. Участие в других организациях.

6.5.11, Разработка проектов изменений и дополнений в Устав РНКАТ;

6.5.12. Координация работы местных НКАТ в городах и районах области.

6.5.13. Принятие решения об учреждении хозяйственных обществ, товариществ и иных и хозяйственных организаций, рассмотрение их деятельности по созданию материальной базы, необходимой для выполнения уставных задач;

6.5.14. Создание комиссий (секций} по направлениям своей деятельности и структур управления;

6.5.15. Утверждение эмблемы РНКАТ.

6.5.16. Информирование местных НКАТ о своей деятельности

6.6. Совет  является  распорядителем  средств  по  счетам РНКАТ.

6.7. Совет утверждает предложения и решения по распределению кредитов.

Совет может рассматривать и решать иные вопросы, ко­торые не составляют исключительную компетенцию Конференции.

Решение  Совета принимается простым большинством го­лосов,  если на заседании присутствовало более половины его членов.

6.10.Для членов Совета обязательно участие в работе ко­миссии и секций РНКАТ.

6.11.Заседание Совета проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год и правомочны, если на заседании присутствовали более половины его членов.

6.12. Председатель Совета РНКАТ:

- избирается на Конференции РНКАТ;

- руководит деятельностью РНКАТ, Советом РНКАТ;

- обеспечивает выполнение решений Совета и Конференции РНКАТ;

- представляет без доверенности интересы РНКАТ во взаимо­отношениях с юридическими и физическими лицами;

- предлагает к утверждению Советом распределение обязан­ностей между членами Совета РНКАТ;

- открывает банковские и иные счета РНКАТ распоряжается имуществом и средствами;

- осуществляет иные функции, кроме относящихся к исключи­тельной компетенции других органов.

6.12.1.Обязанности и права сопредседателей Совета опреде­ляются Советом РНКАТ по представлению его Председателя.

6.12.2. За невыполнение положений Устава, решений руково­дящих органов, полномочия Председателя Совета РНКАТ могут быть приостановлены решением Совета РНКАТ до созыва общего собрания РНКАТ для принятия решения по данному вопросу. Общее собрание РНКАТ проводится не позднее, чем через месяц со дня принятия решения Советом РНКАТ об отстранении от должности. В этот период обязанности Председателя Совета РНКАТ исполняет один из членов Совета РНКАТ по решению Совета РНКАТ.

6.13. Контрольно-ревизионная комиссия РНКАТ:

6.13.1. Контрольно-ревизионная комиссия РНКАТ осуществляет контроль за соблюдением положений Устава РНКАТ, деятельности Совета.

6.13.2. Контрольно-ревизионная комиссия избирается сроком
два года.

6.13.3. Контрольно-ревизионная комиссия вправе:

- запрашивать у Совета любые документы, относящиеся к дея­тельности  РНКАТ;

- проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов управления РНКАТ по мере необходимости,  но не реже одного раза в год;

-рассматривать обращения и жалобы по вопросам нарушения настоящего Устава;

- принимать по рассматриваемым вопросам решения, обяза­тельные для их исполнения;

-присутствовать на заседаниях Совета и выступать по во­просам, относящимся к его компетенции;

- созывать внеочередную Конференцию в случае возникнове­ния непреодолимых обстоятельств, препятствующих осуществлению уставных целей и задач РНКАТ.

6.13.4. Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет кон-роль исполнения решений собрания и Совета по финансово-хозяйственной деятельности РНКАТ.

6.13.5. Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Устава.

6.13.6.Расходы, связанные с деятельностью Ревизионной комиссии относятся за счет средств РНКАТ.

6.13.7.Из состава членов ревизионной комиссии избирается ее председатель. Члены Совета, не могут быть членами ревизи­онной комиссии.

7. Экономическая основа РНКАТ

7.1. Экономическую основу МНКАТ составляют:

- имущество и объекты, находящиеся в оперативном управле­нии;

- имущество и объекты, находящиеся в доверительном управ­лении;

- имущество, находящееся на балансе РНКАТ.

7.2. В состав собственности могут входить:

- средства, предусмотренные и непредусмотренные финансо­вым планом;

- жилищный фонд и нежилые помещения, сооружения, здания, строения, транспорт;

- объекты культуры, образования, здравоохранения, спорта;

- инвентарь, оборудование;

- денежные средства, акции, облигации государственных займов, векселя юридических лиц, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятель­ности МНКДТ.

7.3. Совет РНКАТ вправе передавать объекты собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридиче­ским лицам, сдавать в аренду, траст, в наем;

- отчуждать в установленном порядке;

- совершать с имуществом иные сделки;

- самостоятельно или по доверенности управлять имущест­вом, находящимся на балансе.

7.4. Источниками формирования имущества РНКАТ являются:

- стабильные источники доходов (средств государственного и местного бюджетов, поступлений из федеральной или местной национально-культурной автономии;

- от проведения различных мероприятий;

- процентов по вкладам, акциям и иным ценным бумагам;

- денежных и иных взносов, в том числе целевых взносов для проведения конкретных мероприятий;

- доходов от издательской, внешнеэкономической деятельно­сти и гражданско-правовых сделок;

- добровольных денежных и  имущественных  пожертвований российских и иностранных частных лиц, юридических лиц, обще­ственных объединений;

- выручки от реализации товаров, работ, услуг;

- других источников, не запрещенных законодательством РФ.

7.5. Полученная прибыль не подлежит распределению между ее членами.

7.6. Финансовые средства РНКАТ могут объединяться с фи­нансами иных местных, региональных и федеральных национально- культурных автономий для финансирования единых программ и проектов.

7.7. Исполнение финансового плана, обслуживание средств поступлений некоммерческого характера, организация финансиро­вания региональных и местных программ и проектов осуществля­ется банками, перечень которых утверждает Совет РНКАТ.

РНКАТ имеет финансовый план, который состоит из сме­ты доходов и текущих расходов.

7.8.РНКАТ может вкладывать свободные средства в хозяйст­венные мероприятия, в акции, ценные бумаги, а также предос­тавлять процентные займы.

7.9.  В случае   сотрудничества  с иностранными лицами РНКАТ действует в порядке, установленном действующим законо­дательством РФ.

При этом условия сотрудничества определяются соглашениями сторон, которые не должны противоречить законодательству Рос­сийской Федерации и оформляются в каждом случае соответствую­щими контрактами (соглашениями, договорами).

7.10. Для достижения уставных целей и выполнения задач, определенных настоящим Уставом, РНКАТ вправе на договорных началах использовать имущество и денежные средства, предос­тавленные ей российскими, иностранными юридическими и физиче­скими лицами.

8. Внесение изменений и дополнений в Устав РНКАТ

8.1. Изменения и дополнения в Устав РНКАТ вносятся реше­ниями Конференции.

8.2. Решение о внесении изменений,  дополнений в Устав РНКАТ принимается не менее 2/3 голосов от необходимого квору­ма Конференции.

8.3. Изменения и дополнения, вносимые в Устав, регистри­руются в порядке, предусмотренном для регистрации Устава.

9. Реорганизация и ликвидация РНКАТ

9.1. Ликвидация РНКАТ осуществляется по решению Конферен­ции,  либо по решению суда в случаях и порядке, предусмотрен­ных законом.

9.2. Реорганизация РНКАТ может проводиться по решению Об­щего собрания в форме слияния, присоединения, разделения, вы­деления, преобразования.

9.3. Решение о ликвидации или реорганизации РНКАТ прини­мается квалифицированным большинством голосов членов, состоя­щих в РНКАТ присутствующих на конференции.

9.4. Решение о ликвидации или реорганизации МНКАТ непра­вомочно, если данный вопрос не являлся предметом созыва Кон­ференции.

9.5.При реорганизации (слиянии, присоединении, разделе­нии, выделении, преобразовании) РНКАТ происходит переход к ее правопреемнику всей совокупности прав и обязанностей.

9.6.РНКАТ  считается реорганизованной,  за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента госу­дарственной регистрации вновь  возникшей автономии (автоно­мий).

9.7. При реорганизации РНКАТ в форме присоединения к ней другой автономии, первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной автоно­мии.

9.8. Ликвидация РНКАТ производится назначенной Конферен­цией ликвидационной комиссией. Комиссия оценивает стоимость имущества, выявляет кредиторов и дебиторов, рассчитывается с ними в соответствии с ГК РФ,  составляет ликвидационный ба­ланс.

9.9.Имущество, оставшееся в результате ликвидации РНКАТ, после удовлетворения требований кредиторов,  направляется на цели, предусмотренные настоящим Уставом, а в спорных случаях решением суда.

Решение об использовании оставшегося после ликвидации РНКАТ имущества публикуются ликвидационной комиссией в печа­ти.

9.10.Решение о ликвидации РНКАТ направляется в регистра­ционные органы для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

9.11.Документы, свидетельствующие о деятельности РНКАТ в случае её ликвидации, передаются в установленном порядке на хранение в Государственный архив г. Нижнего Новгорода.

9.12.Ликвидация считается завершенной, а РНКАТ прекра­тившей свою деятельность с момента записи об этом в едином государственном реестре юридических лиц.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!