На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета ''Миллят'' №7(3) (март) 2008

«Миллят», № 7(3) (февраль 2008 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

Катар

В столице Катара Дохе
14 марта освящена первая в этой исламской стране христианская церковь — католический храм Святой Девы Марии. Он построен, как требовали власти Катара, без колокольни и креста. Чин освящения совершили кардинал Иван Диас и епископ Пол Хиндер. В со­оружении принял участие международный фонд «Помощь Церкви в беде».

Храм в Дохе станет центром католической общины Катара, объединяющей около 100 тысяч выходцев из Юго­Восточной Азии и стран Запада, работающих в этой интенсивно развивающейся исламской стране Персидского залива. На том же земельном участке площадью 21 тыс. кв. м.
в перспективе предполагается возвести еще 5 церквей, в том числе православную, коптскую и англиканскую.

Участок на окраине Дохи подарен эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифом аль­Тани, который в 2002 году установил дипломатические отношения с Ватиканом.

Кувейт

17 марта правительство Кувейта ушло в отставку в полном составе.

Министры сетовали на невозможность исполнять обязанности в виду постоянного вмешательства парламентариев в их деятельность. Глава правительства шейх Насер аль­Мухаммед ас­Сабах
20 марта распустил парламент и призвал к проведению досрочных выборов, проведение которых намечено на
17 мая. Кувейтский вице­премьер, шейх Джабера аль­Мубарака ас­Сабаха, выразил уверенность в том, что разногласия между двумя ветвями власти препятствуют развитию государства и формируют негативное отношение населения к власти.

Правительство и парламент страны зачастую не могли прийти к единому мнению. Последним разногласием стал вопрос об увеличении зарплат бюджетникам; правительство настаивало, что на них и так тратится половина бюджета страны, однако парламентарии требовали очередного увеличения. Сейчас премьер­министр должен вынести это решение на рассмотрение эмира.

Иран

Иран подал заявку на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества. Об этом 24 марта в Душанбе заявил министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехр Моттаки.

По словам главы внешнеполитического ведомства Ирана, с президентом Таджикистана были также обсуждены вопросы строительства железной дороги из Таджикистана через Афганистан в Иран, сотрудничества в области энергетических проектов, науки и культуры. В частности, ведется подготовка документов, необходимых для для создания единого персоязычного телеканала для Таджикистана, Афганистана и Ирана

Мишарский проект в XXI веке

Под таким названием 21 марта в Нижнем Новгороде прошел III Съезд нижегородских татар. Мероприятие собрало более 200 делегатов из татарских сел Нижегородской области, гостей из других регионов России— Москвы, Казани, Иванова, Мордовии, Чувашии, Ульяновска, а также из Финляндии. Как явствует из темы мероприятия, в центре обсуждения были вопросы развития татаро­мишарского сообщества на современном этапе, причем акцент был сделан на необходимость выработки механизмов сотрудничества государства, религиозных и национальных организаций. Съезд, а также прошедшие на следующий день V «Фаизхановские чтения» открыли череду конференций и иных проектов в рамках празднования 220­летнего юбилея Оренбургского магометанского духовного собрания в России.

По традиции мероприятие было отмечено участием представителей органов местного и областного самоуправления, религиозных и национальных общин города и области. С приветствиями и пожеланиями успешной работы Съезда в адрес собравшихся выступили представители губернатора Нижегородской области и главы администрации Н. Новгорода. В обращении председателя Исполкома Всемирного конгресса татар

Рината Закирова, направленном в адрес участников Съезда, отмечена насыщенность духовной жизни нижегородских татар­мусульман, их вклад в возрождение Ислама и мусульманской культуры. «Активная издательская деятельность привлекает внимание всей российской уммы», — отмечается в обращении.

Активность нижегородцев в общественной и                                                            2

 

В РОССИИ

Москва

20 марта в Москве состоя­
лось заседание Попечитель­ского Совета Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по итогам первого года деятельности Фонда. На заседании был заслушан отчет о первом годе работы Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, а также рассмотрен план деятельности на 2008 год.

Участники заседания подчеркнули свое удовлетворение работой Фонда и выразили пожелание более активного его участия в проектах по мусульманскому образованию и книгоизданию. Кроме того, по мнению собравшихся, Фонду следует активнее развивать международные отношения.

Казань

ДУМ Татарстана обратилось к Дмитрию Медведеву с просьбой о внесении в федеральное законодательство понятие «вакуфное имущество», что гарантировало бы неотчуждаемость вакуфного имущества мусульманских организаций. Действия ДУМ РТ были спровоцированы тем, что Прокуратура Татарстана 26 декабря 2007 года внесла протест в Госсовет РТ по отдельным положениям республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1999 года. Согласно этому закону, религиозные организации имеют право обладать вакуфным имуществом. Этот пункт республиканского закона и вызвал нарекания прокуратуры: в ведомстве сочли его не соответствующим федеральному законодательству.

Изменение предполагается внести в Налоговый кодекс РФ с тем, чтобы данное имущество не облагалось налогами, как сейчас, в связи со своим благотворительным назначением.

В светском законодательстве России есть похожие прецеденты. В частности, природоохранные зоны, заповедники, особо ценные памятники являются культурными ценностями государства, поэтому не могут быть проданы или каким­либо иным способом отданы в чью­либо собственность.

Дагестан

В учебную программу махачкалинского Института теологии и религоведения им. Мамма­дибира аль­Рочи введен новый предмет— «Межконфессиональный диалог». Он призван восполнить существующий пробел в подготовке мусульманских богословов, не получающих в процессе обучения никаких знаний о религиях помимо Ислама.

Новый предмет предназначен для студентов третьего года обучения, уже обладающих к этому времени широким кругом знаний о вероучении Христианства, Иудаизма и других религий. Эти знания они получают в предыдущие годы на уроках религиозной философии, сравнительного религиоведения, истории и культа Иудаизма, Христианства и т.д.

Мавлид — 2008

20 марта в двух нижегородских мечетях — Соборной и «Тауба» — прошли мавлиды с чтением Священного Корана, произнесением салаватов, вознесением молитв и проповедью о жизни и нравственности Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Как отметил в беседе с корреспондентом газеты заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Абдулбари­хазрат Муслимов, мавлид в городе впервые проводился сразу в двух мечетях. «Это говорит об увеличении численности мусульман, о том, что мусульмане все больше приобщаются к своей

3

Пятые Фаизхановские чтения: эффект синергетики

22 марта в Нижнем Новгороде прошла V Всероссийская ежегодная научно­практическая конференция «Фаизхановские чтения» под названием «Российские мусульмане на пути к религиозному и образовательному единству». География участников юбилейной конференции охватила не только различные регионы России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья.

3

 

ТЕМА НОМЕРА

1просветительской деятельности отметили и гости из Финляндии. «Татарская община Финляндии исторически сложилась из выходцев из сел Нижегородской области, — сказал генеральный секретарь финского исламского общества Фейсал Самархан,— поэтому участие в сегодняшнем мероприятии — честь для нас. Я рад, что связи между нами сохранились и что мы имеем возможность принимать участие в реализации ваших проектов».

О необходимости занимать именно такую активную позицию говорил в своем выступлении председатель духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов. «Происходящие в российском обществе и государстве процессы носят фундаментальный характер и затрагивают все без исключения его сегменты, — отметил он. — И нас, татар­мусульман, десятками поколений связанных с судьбой Российского государства, это касается не в последнюю очередь. Уверен, что вопрос сохранения национально­культурного многообразия российского общества должен стать одним из важнейших приоритетов развития и получить статус национального проекта. И этот наш Съезд является в этом смысле знаковым событием, ибо мы выступаем за активное гражданское общество, способное самостоятельно, но с расчетом на понимание и содействие государства определять, что для него важно. Именно нижегородские татары­мусульмане встали или хотят встать в авангарде этих общественно­значимых процессов, тем самым воплотив в жизнь идею служения Вере, своему народу и Отечеству!»

После пленарного заседания в ходе общей части уважаемые гости — почетный председатель НЦТК «Туган як» Алимжан Орлов, гость из Мордовии Ирек Биккинин и московский историк Дамир Хайретдинов — выступили перед участниками Курултая с докладами по важным аспектам развития татаро­мишарского сообщества в условиях современности, при этом особый акцент делался на разработку системы взаимодействия государства, религии и татарского частного сектора в решении существующих проблем.

В продолжение мероприятия прошло заседание Конференции Региональной национально­культурной автономии татар Нижегородской области, в ходе которого Совет РНКАТНО отчитался о проделанной работе за последние четыре года (2004–2008гг.).
В своем выступлении председатель РНКАТНО Гаяз Закиров напомнил собравшимся о тех проектах и мероприятиях, которые были реализованы за отчетный период — это ежегодные научно­практическая конференция «Фаизхановские чтения» и семинар «Рухи мирас — Духовное наследие», сабантуи, конкурсы на знание истории родного края, создание клуба «Шатлык». Особо он отметил работу в сфере средств массовой информации: в 2007 году начался выпуск газеты нижегородских татар «Мишер доньясы», а также был запущен новостной интернет­ресурс «Нижгар.Ру». Он также рассказал о ряде книг и трудов краеведов о родном крае и истории татар, издание которых инициировало РНКАТНО. Среди них— «История мусульманских общин Нижегородской области», «Азан над Волгой», «Ярмарочная мечеть», «Мулла Хусаин Фаизханов» и др. «Все наши проекты реализованы благодаря совместной работе с общественными объединениями и с Духовным управление мусульман Нижегородской области, — подчеркнул Гаяз Салихович в заключение своего выступления. —
И в дальнейшем, уверен, также будем совместно работать».

На заседании также был избран новый состав Совета РНКАТНО. На следующие 4 года председателем РНКАТНО избран Гаяз Салихович Закиров. Далее были утверждены основные направления деятельности РНКАТНО на следующие четыре года (2008–2012). В их числе — несколько проектов, реализация которых рассчитана на несколько лет. Это проект «Миллят», направленный на дальнейшее укрепление национального самосознания татар Нижегородской области, проект «Малая Родина», целью которого называется повышение уровня работы по просвещению нижегородских татар, проект «Татарский бизнес», в рамках которого предполагается наладить линию изготовления и продажи национальной атрибутики, создание и развитие бизнес инфраструктуры (кафе, рестораны, магазины ит. д.) и создание фонда, который аккумулировал бы средства, получаемые от деятельности «татарского бизнеса».

В завершение вечера в Кремлевском концертном зале прошел гала­концерт, посвященный памяти Рашида Вагапова.

Награды имени Хусаина Фаизханова

В рамках мероприятий, приуроченных к 185­летию со дня рождения Хусаина Фаизханова, 21 марта была вручена очередная Фаизхановская премия в области науки и образования. В этом году лауреатом премии стал кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов. Напомним, в предыдущие годы лауреатами премии были Ольга Сенюткина и Рифат Ибрагимов.

Также в этом году учреждена медаль Хусаина Фаизханова, которой впервые удостоены кандидат философских наук, историк Алимжан Орлов, общественный деятель Мухаммат Миначев, журналист и общественный деятель Рифат Ибрагимов, академик Миркасым Усманов, а также Саяр Сабиров, Садык Магжанов, Карим Шакиров, Зухра Абдюханова, Рахима Данеева, Раиф Марданов и Абдулвядут Шиапов.

Фаизхановская премия, учредителями которой являются Духовное управление мусульман Нижегородской области и Региональная национально­культурная автономия татар Нижегородской области, присуждается ежегодно с 2005 года за значительный вклад в изучение истории, культуры и быта татар­мусульман. Медалью Хусаина Фаизханова будут ежегодно награждаться лица, внесшие значительный вклад в дело сближения и взаимообогащения культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между народами на Нижегородской земле, нижегородские татары, внесшие значительный вклад в развитие культуры и искусства, и др.


Ислам в Интернете

Параллельно с заседанием Конференции РНКАТНО прошел круглый стол «Исламский и татарский сегменты сети Интернет в XXI веке», посвященный проблемам формирования единого исламского медиапространства и определению приоритетных направлений информационной политики.

Основным вопросом на повестке дня круглого стола было обсуждение проекта Исламской интернет­премии, с инициативой учреждения которой выступил информационно­аналитический портал IslamRF.Ru. По задумке организаторов конкурс будет проводиться ежегодно с целью выявления наиболее значимых информационных ресурсов сети Интернет, посвященных Исламу, и главной целью его называется содействие становлению и развитию исламского Интернета как новой среды для творчества, общения, отдыха и профессиональной деятельности.

Однако обсуждение этого проекта фактически вылилось в общее обсуждение необходимости формирования исламского информационного пространства и некого союза исламских веб­специалистов — разработчиков сайтов, журналистов и пр. — который позволил бы максимально эффективно использовать возможности Интернета и информационных технологий в развитии исламской культуры и традиций.

«Журналистское мусульманское сообщество не скооперировано, — так обозначил ключевую на сегодняшний день проблему в этой области политолог Марат Хайретдинов из Москвы. — Необходимо по аналогии с т.н. «кольцом оппозиции» создать гильдию исламских веб­разработчиков», — подчеркнул он. Такой союз, с одной стороны, естественным образом консолидирует усилия на решение общих задач. В таком духе высказался один из организаторов конкурса Исламской интернет­премии Айнур Сибгатуллин— председатель оргкомитета конкурса «Звезды Татнета». «Сообщество интернет­журналистов необходимо для того, чтобы сообща реализовывать некоторые проекты,— отметил он. — Например, в Интернете идет голосование в конкурсе «Чудо России», и мусульманские интернет­ресурсы не сумели консолидировать свои возможности, для того чтобы привлечь большое количество голосов за мечеть Кул­Шариф».

Однако с другой стороны, подводить под общий знаменатель работу всех исламских интернет­ресурсов представляется невозможным. Как отметил Джаннат Сергей Маркус, культуролог из Москвы, «каждый мусульманский ресурс проводит свою политику». В этой связи, по его мнению, нужно обсуждать вопрос создания Лиги мусульманских журналистов, который был поднят еще на Третьем Всероссийском мусульманском форуме в ноябре 2007 года. Это союз профессионалов, которые работают в одном информационном поле, но руководствуются разными интенциями. Зам. главного редактора портала «ИсламРФ.РУ» Диляра Ахметова продолжила эту мысль. «Совершенно очевидно, что профсоюз интернет­журналистов не будет площадкой для выработки консолидированной позиции по тем или иным политическим идеологическим или вопросам, — считает она. — Тем не менее, есть точки, в которых мнения абсолютно всех его участников совпадают. Это, к примеру, вопрос введения основ православной культуры в школах. Союз позволил бы объединить усилия всех ресурсов и вызвать общественный резонанс гораздо большего масштаба, чем это можно сделать по отдельности. Мы можем использовать союз в целях более эффективного воздействия на информационную среду», — резюмировала она.

Таким образом, в ходе живой дискуссии участники круглого стола подспудно подтвердили целесо­образность учреждения Исламской интернет­премии с целью максимального использования ресурсов Интернета для решения задач, которые ставит перед собой сегодня российская умма.

ТЕМА НОМЕРА

Пятые Фаизхановские чтения: эффект синергетики

«“Фаизхановские чтения” все больше становятся не только конференцией, где читаются доклады, но и площадкой, на которой обсуждаются многолетние научные проекты. Важнейшими из них являются археологическая научно­исследовательская межрегиональная программа “Материальная культура народов Волго­Окского региона в эпоху средневековья: Формирование и развитие” (2007—2011гг.) и 12­томный научно­исследовательский проект “Ислам в Российской Федерации”», — отметил, открывая конференцию, ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов.

В работе конференции приняли участие более полусотни ученых — исламоведов, историков, этнологов, педагогов. Состав докладчиков позволяет назвать прошедшее мероприятие международным научным симпозиумом, так как в нем приняли участие специалисты из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Финляндии. Российские регионы были представлены Москвой, Санкт­Петербургом, Казанью, Саранском, Екатеринбургом, Ярославлем, Ульяновском, Махачкалой и др.

О концепции нынешних «Фаизхановских чтений» в приветственном слове рассказал председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов. «Умма России, получив впервые в своей истории неслыханную свободу в 1990­е годы, к сожалению, так и не избавилась от раздробленности средневекового феодального типа, — отметил он. — Умма должна быть единой— и с точки зрения вероучения, по Корану, и с точки зрения интересов единого государства. Но, чтобы добиться организационного единства, нужны усилия по разработке религиозно­догматического учения, адекватного Корану, Сунне и требованиям XXI века. Этим в перспективе может заняться общероссийский Совет улемов. Вторая задача, стоящая перед уммой сегодня, — построение единого образовательного пространства. Иначе мы по­прежнему будем пребывать в том хаосе, куда нас забросило в 1990­е годы: кто­то учит по старинке, кто­то по­саудовски, другой по­турецки, третий по - пакистански».

На «Фаизхановских чтениях» в предыдущие годы выносился на обсуждение достаточно широкий круг вопросов. Самая первая конференция, проводившаяся на родине Хусаина Фаизанова, в с. Сафаджай Нижегородской области, была посвящена попытке дать оценку значимости трудов ученого в современных условиях. Затем, уже в попытке осмыслить научное наследие Хусаина Фаизханова для общественно­политической жизни российских татар, в последующие годы в рамках конференции были затронуты различные аспекты влияния личности Х. Фаизханова на формирование гражданского самосознания татарского населения, вырабатывались принципы толерантного сосуществования в условиях поликультурных сообществ. И вот сегодняшнюю юбилейную встречу в рамках «Фаизхановских чтений» мы посвящаем обсуждению еще одной актуальной темы — изменениям в системе исламского образования.

Высокую оценку конференции дал экс­председатель Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан Ренат Набиев. Он отметил, что в Татарстане проходят научные конференции, но ни одна из них не сможет соперничать с «Фаизхановскими чтениями» в масштабности и уровне. «“Фаизхановские чтения” — единственная конференция, которую можно назвать состоявшейся», — сказал он.

«Фаизхановские чтения» получили высокую оценку со стороны заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимира Зорина, который, несмотря на выходной день, счел необходимым посетить конференцию. По его словам, если на первой конференции «Фаизхановские чтения» только говорилось о путях развития отношений государства и мусульманской общины, сегодня можно констатировать, что система государственно­исламских отношений создана и за последние два года пройден важнейший этап ее становления. Подчеркнув, что мусульманские народы являются очень важной составляющей российского общества, В. Зорин обозначил основные направления государственно­исламского партнерства. Это вклад российских мусульман в решение демографических проблем, их содействие в сфере развития отношений России с Организацией Исламская Конференция, а также содействие государства в развитии мусульманских учебных заведений.

После пленарной части конференция продолжила работу в секциях: исторической под темой «Ислам и тюркизм: от ОМДС до СССР», политологической — «Роль мусульманских сообществ в международно­политических процессах», педагогической — «Наследие джадидов в современном образовании».

Также в ходе конференции состоялся круглый стол рабочей группы проекта «Ислам в Российской Федерации». Напомним, что в соответствии с программой проекта к 2012 году планируется издать
12 энциклопедических словарей по истории Ислама и современному состоянию уммы в различных регионах России. На сегодняшний день уже изданы «Ислам на Нижегородчине» и «Ислам в Москве» (презентация последнего издания состоялась на нынешних «Фаизхановских чтениях»).

По итогам конференции ее участники приняли резолюцию, в которой, в частности, говорится:

«Российское мусульманское сообщество испытывает потребность в выработке консолидированной богословской основы для достижения подлинного единства и эффективной интеграции в российские общественно­политические процессы.

Система мусульманского образования в России должна развиваться при непосредственном участии государства и ориентироваться на унификацию образовательных стандартов, создание на базе государственных и исламских вузов интеграционных образовательных систем, сочетающих преподавание религиозных и светских религиозных наук и выдающих диплом государственного образца.

Реализация этого проекта требует параллельного введения в действие Совета улемов как единого богословского и правового центра российских мусульман».

Кроме того, участники «Фаизхановских чтений» в резолюции мероприятия выступили с заявлением о необходимости разработать единую концепцию реформы высшего исламского образования с последующим ее направлением в соответствующие органы местной, областной и федеральной власти.

Владимир Зорин,
заместитель полпреда Президента РФ в ПФО:

— С каждым годом растет уровень докладов, проникновения в задачи, которые стоят перед российской уммой. Конференция стала площадкой для встречи представителей разных народов, разных научных школ. Среди участников очень много молодых ученых, которые могут показать себя и сверить свои позиции с основными ориентирами развития общества.

Сегодня мы можем говорить о том, что система государственно­конфессиональных отношений в нашей стране совершенствуется. И за последние два года мы наблюдали качественный прорыв в этом направлении, потому что государство и российское общество в целом, осознав себя многонациональным, о чем неоднократно говорил Владимир Путин, осознает также и необходимость индивидуального вклада в это общее понятие всех ее составляющих. И, конечно, народы, которые традиционно исповедуют Ислам, являются очень важной составной частью этого нового общества. Когда соединяются эти начала, которые олицетворяют наши традиционные конфессии, то получается очень мощный синергетический эффект.

Саидакбар Агзамходжаев, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории Ташкентского исламского университета:

— Мне посчастливилось принять участие в этом авторитетном научном форуме, который в этом году поднимает столь актуальную тему не только для российских мусульман, но и для представителей уммы в других странах. Проведение этой конференции, на мой взгляд, позволит сделать еще один важный шаг на пути обобщения и осмысления научных разработок в области реформы образования. Выводы, которые сделают участники нынешних «Фаизхановских чтений», позволят зафиксировать рост значимости исламского фактора в контексте социальных и общественно­политических процессов в современном мире, отразить наш вклад в развитие межнационального и межконфессионального мира в России и в других странах.

Али­Заде Айдын Ариф­оглы, кандидат философских наук:

— Одним из наиболее важных открытий, которые я сделал для себя на «Фаизхановских чтениях», я бы назвал общность целей и задач наших народов — азербайджанского и татарского. А вернее— то, что они остались неизменными на протяжении веков вплоть до сегодняшнего дня и остаются таковыми и на постсоветском пространстве. Мне известно имя Хусаина Фаизханова, и мне приятно знать, что имена Али­Мардана Топчибашева и Шамси Асадуллаева известны российским татарам и сегодня. В этом мне видится залог преемственности конструктивного сотрудничества во имя достижения общих целей.

1Мавлид — 2008

религии, хотят узнать о своем Пророке. Эту традицию надо продолжать, насыщать дополнительными мероприятиями», — подчеркивает он.

В Нижегородской соборной мечети имам­хатыб Мунир­хазрат Беюсов прочитал проповедь, в которой он призвал правоверных мусульман жить так, как учил и показывал на собственном примере Посланник Аллаха, относиться к другим людям как к своим братьям и сестрам, не ставить собственные интересы выше интересов уммы и божественных предписаний.

По окончании проповеди и намаза гости собрались за праздничным столом с пышным угощением. В организации нынешних торжеств (и издании очередного выпуска ежегодного сборника «Мавлид ан­Набий») существенную помощь оказал глава Исламского культурного центра России Абдул­Вахед Ниязов.

В мечети «Тауба» также прошел благотворительный обед, активное участие в организации которого принимали прихожане мечети.

Перед студентами Нижегородского госуниверситета выступили ученые­исламоведы из Узбекистана

24 марта на факультете международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского состоялась лекция доктора исторических наук, профессора Ташкентского исламского университета Саидакбара Саидовича Агзамходжаева и доцента кафедры философии Национального университета Узбекистана Музаффара Абдурахмановича Артыкова.

Преподаватели прибыли из Узбекистана 21 марта для участия в V ежегодной научно­практической конференции «Фаизхановские чтения», которая состоялась 22 марта.

Узбекские гости рассказали студентам второго курса специальности «политология» о высших учебных заведениях Узбекистана, актуальных вопросах образования, затронули некоторые острые проблемы современной политической ситуации как в республике, так и в Средней Азии в целом. В лекции была обозначена важность формирования и поддержания единого лингвокультурного пространства, в рамках которого может и должно осуществляться общение граждан стран бывшего Советского Союза.

Вопросы, последовавшие за выступлениями зарубежных специалистов, показали заинтересованность студентов в предложенной теме и их владение основным историческим материалом и политической ситуацией.

Прошедшая встреча явилась уникальной возможностью для студентов, изучающих этнополитологию, нагляднее ознакомиться с обозначенными проблемами благодаря иллюстративным материалам, представленным узбекскими преподавателями, а также благодаря альтернативному взгляду на общеизвестные проблемы, который был озвучен С. С. Агзамходжаевым и М. А. Артыковым.

КАЛЕЙДОСКОП

из истории


Ризаутдин Басыров: нижегородец в Москве

Нижегородская земля дала много славных имен истории российских мусульман. Среди них — имам Московской Соборной мечети в 1964–94 гг. Ризаутдин Басыров.

Родился в 1907 году в с. Ключищи ныне Краснооктябрьского р­на Нижегородской области в семье потомственных имамов. Отец Басырова — Салахетдин Башаров (Басеров) (1877–1937), мулла 5­й соборной мечети с. Ключищи в начале XXв., руководитель мусульманского прихода в 1927 г. Был репрессирован наряду с сотнями безвинных служителей мусульманского культа по «делу о заговоре руководителей ЦДУМ» (арестован 23. 07. 1937, расстрелян 04. 10. 1937).

Еще в 6­летнем возрасте Риза читал Священный Коран в сельской мечети. Первоначальное образование он получил у отца, затем был отправлен на учебу в одно из казанских медресе. В студенческие годы параллельно с учебой он занимался преподаванием религиозных предметов на младших курсах.

В связи с революционными событиями и Гражданской войной Басыров уехал в Москву, где работал по гражданской специальности, но все годы являлся прихожанином мечети, соблюдал мусульманские обряды.

Басыров — участник Великой Отечественной войны (был тяжело ранен в боях под Кенигсбергом). В послевоенные годы работал в Мосохране, в магазине «Детский мир», но желание стать имамом взяло верх. В начале 1950­х гг. он уехал в Бухару, чтобы поступить учиться в единственное действовавшее тогда в Советском Союзе медресе «Мир­и­Араб».

По окончании медресе он стал имамом мечети в Астрахани, где прослужил 6 лет. Однако его здоровье в связи с последствиями ранения и неблагоприятным жарким климатом ухудшилось, в результате он был вынужден обратиться к главе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) муфтию Шакиру Хиялетдинову с просьбой перевести его на работу в Москву, где он жил до отъезда на учебу в Бухарское медресе.

В Москве Басыров был назначен на мусульманский участок Кузьминского кладбища, где читал поминальные молитвы, проводил ритуал мусульманских похорон.

С 1964 года он назначен вторым имамом Московской Соборной мечети, на долгие годы став ближайшим соратником имам­хатыба мечети, главы мусульманской общины Москвы Ахметзяна Мустафина.

Наряду с Ахметжаном Мустафиным он пользовался огромным авторитетом у московских мусульман, т. к. вел скромную жизнь, разделял все тяготы и радости общины. Его часто можно было видеть в домах мусульман, где он стремился пропагандировать исламские ценности среди верующих, проводил различные обряды.

К 1970­м гг. Р. Басыров и А. Мустафин принадлежали к довольно немногочисленному числу имамов, которые продолжали активно руководить общинами, входившими в состав ДУМЕС. Число имамов (самые известные и авторитетные среди них — Габдельбари Исаев, имам­хатыб Ленинградской мечети; Закария Минвалиев и Ахматзаки Сафиуллин — имамы мечети «Марджани» в Казани и др.) сокращалось — большинство из них были уже пожилыми людьми.

Басыров умер 19 марта 1994 года, проработав в Московской Соборной мечети столицы 30 лет. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.


Русские фамилии тюркского происхождения

Дашков

Фамилия Дашковых имеет различные ударениями, первая, на первом слоге, принадлежит князьям Дашковым, вторая, с ударением на втором слоге, — дворянской фамилии Дашковых.

Поводом к отнесению этой фамилии к тюркскому корню послужили, во­первых, сообщение о происхождении дворянской фамилии от выходца из Золотой Орды Дашека, во­вторых, общие элементы в геральдических знаках как в гербе первой фамилии — Дашковых, так и в гербе второй— Дашковых. Эти общие элементы в том и другом гербах, разделенных на четыре части, представляют собой центральный щиток с одинаковыми изображениями креста над полумесяцем и звездой— эмблемы перехода обладателей гербов из Ислама в Христианство, встречающейся часто в русской геральдике.

«Фамилия Дашковых, — как указывается в родословной Дашковых, — происходит от выехавшего к Великому князю Василию Ивановичу (1505–1533) из большия Орды мужа честна именем Дашек, а по крещении названного Даниилом, коего потомки Дашковы многие Российскому престолу служили стольниками, воеводами, стряпчими...» Фамилия же князей Дашковых в указанном гербовнике возводится к князьям смоленским, родоначальником которых считается Великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1113–1125), являющийся правнуком «Князя Владимира Святославовича, крестившего Русскую Землю». Потомок Владимира Мономаха «князь Александр Святославович имел внука Дмитрия Михайловича, прозванного Дашковым, коего потомки князья Дашковы Российскому престолу служили в знатных чинах» (ОГДР I, 10).

Общие геральдические данные (центральный щиток с крестом над полумесяцем и звездой), а также отсчет поколений допускают возможность считать первую фамилию Дашковых и вторую фамилию князей Дашковых единой по происхождению, и только в более позднее время, в связи с различного рода родственными связями и установлением фиксированных родословных дерев фамилия князей Дашковых была выделена в особую ветвь при возможном едином родоначальнике— выходце из Большой Орды — Дашеке.

Прозвище или имя Дашек могло принадлежать представителю огузского племени, входившему как в племенной союз половцев, так и в состав Золотой Орды, и относиться к слову dasyq — tasyq ~ dasik ~ tasik со следующими значениями:

1. «наводнение», «прибавление воды»; 2. «переходящий через край» (Радлов) с переносным значением «возомнивший о себе человек», «зазнайка», «чванливый»; ср. казахск. tasqyn 1. «наводнение»; 2. перен. «возомнивший (человек)», а также казахск. Tasqynda — «зазнаваться», «чваниться»; ср. также Радлов: tasqyn 3. «пылкий нрав», а также Будагов: tasuq — «выступающий из границ», «кипящий», «волнение», «возмущение».

 

Наши земляки

Вагапов Рашит Вагапович (1908–1962)

Родился в деревне Актуково Краснооктябрьского района.

В 1926 году окончил Нижегородский педагогический техникум, стал учительствовать в Петряксах. После вынужденного отъезда из Петрякс, связанного с арестом его отца, преподавал в школах деревень Пица, Рыбушкино. В 1936–1939 гг. учился в татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1938–1940 гг. активно участвовал в музыкальных спектаклях и концертах в Центральном доме татарской культуры. С 1941 г.— солист татарской филармонии, выступает с концертами по всему Татарстану. В послевоенные годы становится одним из самых популярных исполнителей татарских песен. Всю свою творческую жизнь Вагапов посвятил пропаганде татарской песни.

Награжден знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

Заслуженный (1950), народный артист ТАССР. В память о земляке с июля 1988 года на родине певца проходит смотр­конкурс татарской песни. При сельском Доме культуры организован его музей.

В 2004–2005 гг. прошел первый, в 2006 г. — второй Международный фестиваль татарской песни им. Рашита Вагапова.

ЛИКБЕЗ

Сунна (араб. «обычай», «пример»; особенно в значении Сунна Пророка Мухаммада)— совокупность высказываний и поступков Пророка как Божьего избранника, лидера нации и руководителя государства. Требование следовать жизненному пути, Сунне Мухаммада как образцу и идеалу является обязательным для всех мусульман. Сунна зафиксирована в виде хадисов (поступков или изречений) Пророка и является вторым после Корана источником вероучения в Исламе. Сотни тысяч хадисов были собраны в течение жизни Пророка и сразу после его смерти; несколько сборников хадисов рассматриваются как самые авторитетные, так как их составители тщательно изучили каждое высказывание о Пророке и отобрали в свои труды только полностью достоверные хадисы, оценка которых основывается на анализе цепочки передатчиков предания, каждый из которых должен быть критически рассмотрен на предмет доверия к нему. Со времен Пророка хадисы сохранялись путем заучивания, обсуждения в кругу сподвижников и ученых, записей и претворения в жизнь— что, собственно, и составляет Сунну.

Шейх аль­Ислам («старейшина Ислама») — почетный титул крупного факиха или суфия; принят как в суннизме, так и в шиизме, начиная с Х в. В Османском халифате титул шейх аль­Ислам применялся к муфтию Стамбула, обладавшему особым влиянием с XVI в.; титул был упразднен в Турции в начале 1920­хгг. В Иране титул шейх аль­Ислам применялся в каждом крупном населенном пункте применительно к главе шариатского суда. Понятие шейх аль­Ислам возрождается в странах СНГ, прежде всего в Азербайджане, с тем чтобы в еще большей степени закрепить легитимность существующей системы Духовных управлений мусульман как организаций, не имеющих реальных конкурентов в этой сфере.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!