На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета ''Миллят'' №8(4) (апрель) 2008

«Миллят», № 8(4) (апрель 2008 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

США

Группа врачей-мусульман в штате Огайо открыла первую в США мусульманскую клинику. Проект осуществляется Дайтонским обществом милосердия и Мусульманским общественным советом. Клиника призвана обеспечивать здравоохранением всех нуждающихся, независимо от возраста, расовой и религиозной принадлежности.

Как отметил представитель клиники — психиатр Эсам Алхавада, усилия создателей этого проекта направлены на то, чтобы «привлечь мусульманское сообщество к социальным программам и дать мусульманам почувствовать себя частью американского общества».

Ирак

1В Эль-Кувейте прошла международная конференция по Ираку. Участники встречи подчеркнули, что иракский народ вправе самостоятельно определять политическую систему и политическое будущее страны, а также контролировать свои природные ресурсы. В заключительном коммюнике они заявили об уважении национального единства, независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирака, его арабской и исламской сущности.

Одной из главных тем саммита стала проблема кувейтской компенсации. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что не только Кувейт, но и остальные страны Персидского залива должны простить иракские долги. Согласно оценкам госдепартамента США, общий долг Ирака составляет 120,2 млрд долларов, и 66,5 млрд из этой суммы уже прощено. Около половины оставшихся иракских долгов составляют долги странам Персидского залива. Напомним, долг в размере более 12 млрд долларов США — Ираку и России.

Сирия

Президент Сирии Башар Асад обменялся через посредника с правительством Израиля посланиями о возможности возобновления мирных переговоров. Выступая на съезде своей партии «Баас», он отметил, что в последнее время между двумя странами происходили непрямые контакты.

При этом он выразил несогласие с идеей проведения секретных переговоров. «Сирия против тайных переговоров или контактов с Израилем. Все, что мы будем проводить в этом отношении, будет публичным», — подчеркнул сирийский лидер.

Ранее с похожим заявлением выступил глава правительства Израиля Эхуд Ольмерт. По некоторым данным, посредником в сирийско-израильских переговорах выступает Турция.

Слава о мишарях гремит в Ярославле

Презентация книги Валентины Черновской «Нижегородец Махмуд Юсупов — первый имам Ярославской мечети (1878—1922)» и других изданий ИД «Медина» состоялась 9 апреля к кинотеатре «Волга» в Ярославле.

В мероприятии приняли участие прихожане Ярославской Соборной мечети, представители общественности, аппаратов губернатора и мэра. Организатором мероприятия выступила ярославская региональная общественная организация «Объединение татар Ярославской области “Туган тел”».

Книга «Нижегородец Махмуд Юсупов — первый имам Ярославской мечети (1878—1922)» вышла в ИД «Медина» в серии «Жизнь замечательных земляков» в преддверии V Фаизхановских чтений в марте этого года. Как исходит из названия монографии, она посвящена судьбе и деятельности выходца из Нижегородчины Махмуда Юсупова, при непосредственном руководстве которым мусульманской общине Ярославля удалось построить мечеть в нелегкое царское время.

Автор книги — доктор исторических наук, профессор Ярославского государственного университета, востоковед, автор ряда исследований по новой и новейшей истории арабских стран и Индии Валентина Черновская. По ее словам, данное издание стало логичным продолжением изданной несколько лет назад монографии об истории мусульманской общины Ярославля. «Хотя я не мишарка и даже не мусульманка, я горжусь тем, что у нас на ярославской земле жил такой человек, как Махмуд Юсупов, — отмечает она. — Это был невероятного ума человек, который при его способностях и связях мог бы сделать карьеру где угодно, но выбрал вместо этого жизнь в трудах и заботах на благо небольшой мусульманской общины в православном Ярославле».

Книгу представил руководитель Издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов. Он рассказал о деятельности издательства и последних изданных работах и планах на будущее. Как подчеркнул Д. Мухетдинов, в начале XX века в становлении Ислама в центральной части России большую роль сыграли имамы — выходцы из Нижегородчины. Многие из них служили имамами в Санкт-Петербурга, Москве, Костроме, Ярославле, Твери. «Подвижничество этих людей на столетие вперед определило лицо уммы в центральной части России и парадигму отношений мусульман с обществом и властью», — подчеркнул Д. Мухетдинов.

Он также отметил, что значимость книги и ее героя заключается в том, чтобы изучать опыт татарских имамов, которые в очень непростую для уммы историческую эпоху в регионах, где мусульмане были очень маленькой частью общества, сумели построить отношения с местными властями. По его мнению, сейчас, когда мусульманская умма, в отличие от дореволюционного времени, состоит не преимущественно из татар, а становится все более и более пестрой, многонациональной, этот опыт приобретает особую актуальность.

На факультете международных отношений ННГУ продолжается успешное преподавание арабского языка

21 апреля 2008 года было выдано удостоверение преподавателя факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Абдулбари Маратовичу Муслимову, директору Нижегородского исламского медресе «Махинур», заместителю председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной части.

С марта 2008 он года ведет занятия по арабскому языку у студентов, обучающихся в рамках целевой президентской программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Данная программа поддерживается Министерством образования и науки РФ и входит в национальный проект «Образование». По ней проходят обучение студенты, направленные Духовным управлением мусульман Нижегородской области.

Абдулбари-хазрат так прокомментировал эту инициативу: «Изначально крайне важно было заложить хорошие основы обучения такому сложному предмету как арабский язык. К счастью факультет международных отношений с этим успешно справился. И сегодня важно не потерять тот задел, который уже имеется. Сам я учил студентов и раньше, и для меня как директора медресе большая честь преподавать в высшей школе». По его словам, на факультете международных отношений ННГУ сложился дружный коллектив, всегда готовый к сотрудничеству во имя развития высшего образования. Также Абдулбари Муслимов надеется, что и студенты ФМО в дальнейшем, как и ранее, будут проявлять уважение к преподавателям и стремление к получению знаний.

Сотрудники Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова искренне поздравляют Абдулбари Маратовича с получением статуса преподавателя классического государственного университета.

В РОССИИ

Москва

Валиулла Якупов временно отстранен от должности первого заместителя председателя ДУМ Татарстана. Поводом для этого послужили публичные высказывания Якупова о необходимости сжигания религиозной литературы, судебным решением признанной экстремистской. Против этой позиции выступили 18 имамов-мухтасибов Татарстана, преимущественно закамских и юго-восточных районов Татарстана.

Сам Валиулла Якупов никак не комментирует происходящее. Его сторонники говорят о неправомочности принятого решения, так как, согласно уставу ДУМ РТ, первый заместитель муфтия избирается на общем съезде ДУМ РТ, а значит, и его отстранение — прерогатива съезда. Ближайший съезд запланирован на февраль 2010 года.

Москва

17 апреля Владимир Путин встретился с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Стороны обсудили проблемы ближневосточного урегулирования, перспективы московской конференции. В рамках визита состоялись также встречи с главой МИД РФ, видными представителями российского истеблишмента, религиозными деятелями. В ходе одной из таких встреч М. Аббас высоко оценил позицию Президента РФ по отношению к мусульманам: «Мы благодарим Путина за мудрую политику по отношению к мусульманам и всем верующим россиянам», — сказал он.

Дагестан

19 апреля на стадионе «Труд» Махачкалы был организован грандиозный праздник по случаю Мавлида. На мероприятие, организованное ДУМ республики, собралось более сорока тысяч человек из районов и городов республики.

В программе вечера дагестанскими вокалистами были исполнены мавлиды и нашиды. Среди выступавших были группы «Нашидуль Ислам», «Дылым», «Баракат», а также Заур Салихов, Ринат Каримов, Рашид Багатаев, Тагир Курачев и др.

Пермь

Предприниматели помогут достроить еще одну мечеть в Перми. Решение принять участие в финансировании проекта руководство пермских предприятий приняло в ответ на просьбу местных мусульман.

Мечеть в микрорайоне Гайва начали строить в 2007 году и за строительный сезон сумели закончить только цокольный этаж, на дальнейшее строительство средств у самих мусульман не осталось.

 

ИЗ ИСТОРИИ

ОТПАД ИЛИ ВОЗВРАТ?

После завоевания Поволжских ханств войсками Ивана Грозного, проходившего под флагом распространения Христианства, началась кампания по насильственному крещению коренных народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев. Потом, немного поутихнув, эта кампания возобновилась с новой силой при Петре I, который своим указом подтвердил запрет дворянам-мусульманам держать крепостных-христиан, подкрепив это требованием либо отдать своих крепостных, либо самим креститься. Период с 1738 по 1755 год считается для российских мусульман, по оценке Александра Бенигсена, «самым трагическим периодом за все время их существования». Именно тогда наиболее сильно распространилось Христианство среди мордвы, чувашей и удмуртов. И тогда же появилось немало крещеных среди татар. Собственно, основная тяжесть удара насильственной христианизации приходилась по татарам как по народу, доминировавшему в Волго-Уральском регионе, да и вообще в Восточной Европе, в недавнем прошлом и лишь недавно (прошло менее двухсот лет) утратившим свою государственность.
В перечислении Петра I патриарху Адриану: «… зловерцы-татары, мордва, черемисы и другие».

Кроме того, надо отметить, что в плане идеологии язычество не шло ни в какое сравнение с Исламом. Среди татар же главной мишенью была феодальная аристократия, наравне с абызами и ишанами бывшая элитой нашего народа. Именно мурзы руководили организованным сопротивлением крещению, причем не только татар, но и черемисов (марийцев), остяков (хантов) и других народов. У татарских мурз, самоотверженно отстаивавших интересы государства на полях сражений, за отказ принимать чуждую веру отбирали крепостных, отбирали земли, которыми они владели по праву своих отцов и дедов, даже собственные усадьбы. Доля феодалов и служивых татар среди татар была очень высока — в некоторых регионах страны практически все мусульманское население состояло исключительно из них (ярославские, романовские, кадомские, шацкие служивые татары). Весьма красноречивой иллюстрацией попыток крещения татарских мурз было указание всем мурзам Курмышского уезда (куда входила и часть татарских аулов современной Нижегородской области) креститься в срок до 25 февраля 1682 года, в противном случае их лишали имущества и переводили в податное сословие... Указание было дано 17 февраля того же года.

Методы, к которым прибегали миссионеры, отличались разнообразием — когда не дал ощутимого результата «пряник» — денежные выплаты новокрещеным и т.д., они применили «кнут» — заключение под стражу за нежелание креститься, освобождение от рекрутской повинности новокрещеных с переложением ее на «упорствующих», выселение «упорствующих» со своих земель, уплата налогов за новокрещеных теми, кто остался в своей прежней вере. В результате одни из них принимали Христианство под страхом смерти, другие — чтобы сохранить поместья и крепостных. Необходимо отметить, что, если в результате компании, предпринятой в первой половине XVIII века по массовому крещению «инородцев», окрестилась практически вся мордва, подавляющая часть чувашей и удмуртов (надо отметить тот факт, что официально оставшиеся в язычестве чувашские и удмуртские села находятся в полностью татарском окружении), половина марийцев, то среди мусульман — татар и башкир — доля окрестившихся осталась сравнительно невысока (12 из 400 тысяч крещеных «инородцев» за время существования Новокрещенской конторы). И хотя позже, при Елизавете (после разгрома восстания Батырши) и Екатерине II (после разгрома восстания Юлаева), и появились некоторые послабления для мусульман, но вернуться в Ислам потомкам этих крещеных татар было уже запрещено. Подобный переход карался на определенном этапе законотворчества смертной казнью, а после некоторой либерализации законодательства — вечной ссылкой с конфискацией имущества и детей. Созванная при Екатерине II комиссия по обсуждению законодательства сочла «отступников из христиан в магометанство ... как опаснейших гонителей христианства, более опасных, чем сами природные магометане».

Но тем не менее, подобные возвраты были, в том числе и в нынешней Нижегородской области. Волн массового возвращения в Ислам, а вернее сказать, подачи прошений об официальном возврате в Ислам среди крещеных татар было две: одна в 1866–1869 годах, а другая — после царского манифеста о свободе совести 1905 года (в церковных документах этот процесс называется «отпадом»). В это время ранее крещеные татары (а точнее, их потомки) целыми деревнями подавали прошения о переводе их в Ислам. Профессор Казанской Духовной академии Машанов в своем докладе на миссионерском съезде в 1910 году называет цифру в 50 тысяч «отпавших» в течении XIX века. Одной из самых красноречивых подобных историй является хроника семьи дворян Стулкиных из деревни Петряксы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Петряксы Пильненского района Нижегородской области). (Тот самый уезд, мурзам которого было предписано креститься в течение недели в 1682 году.) В прилагаемом к прошению списке перечислены все 46 членов этого рода, включая жен и детей. Со времени подачи их первого прошения (15 сентября 1905 года) до удовлетворения их просьбы прошло три (!) года, и это несмотря на то что согласно их уверениям, ни они сами, ни их предки никогда православными не были, а с рождения были мусульманами. В качестве первой реакции на просьбу узаконить их пребывание в качестве мусульман появляется резолюция: «Произвести надлежащее расследование в том: действительно ли принадлежат к числу отпавших из православия и только числятся православными, а на самом деле исповедуют магометанскую религию, составить на просителей подробную ведомость». Не замедлил себя ждать и ответ полицейского исправника:

«Полицейское Управление доносит Губернскому Правлению, что все просители с их семьями со дня своего рождения исповедуют магометанскую религию и что обрядов православной веры они никогда не исполняли».

Но даже, несмотря на столь явный факт, вдобавок официально подтвержденный, в ответ на прошение Стулкиных, направленное на имя симбирского губернатора, их отправляли то в полицейское управление, то в духовную канцелярию, один ответ даже подписан ветеринарным инспектором. Наконец, их дело просто «клали под сукно», по-видимому, надеясь, что просители сами откажутся от своих требований. И, наконец, 21 сентября 1908 года, спустя три долгих года, законная просьба была удовлетворена.

С такими препятствиями сталкивались наши предки, когда им нужно было официально объявить себя мусульманами. Что же можно сказать про нас, если мы складываем лапки при самых малейших трудностях и неудачах?

Прилагаемое прошение не первое и не последнее в длинной череде документов по делу дворян Стулкиных:

 Прошение

Умершие предки наши, по принуждению ли или просто по своим разсчетам, были новокрещеными в православие из татар мусульманского исповедания, как и мы, просители, но православной веры не исполняли, тяготея всегда к магометанской мусульманской религии, как и мы лично теперь, исповедуя ее в действительности исчисляясь новокрещеными или православными просто лишь только по записи и по имени может быть, а не более.

Желая быть действительно и формально причисленными к мусульманской религии мы, на основании изложенного и в силу Высочайше Утвержденного 25 ... сего 1905 года Положения Комитета Министров, а также циркуляра Министерства Внутренних дел от 18 августа сего года за № 4628, предложения Департамента духовных дел иностранных исповеданий от 25 того же Августа за № 4801 ... Оренбургского Магометанского духовного собрания, по своему духовенству, от 12сентября 1905 года за №5071 имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение, по возможности непродолжительным временем, о причислении нас с детьми нашими и семьями к мусульманской религии, которую только мы в действительности исповедуем и впредь всегда желаем исповедовать и исполнять ее, а также об исключении нас из православных метрических списков, если мы в них значимся, в последующем поставить объявить по месту нашего жительства, с вручением особого объявления о том на руки. При этом считаем нужным ... что по поводу сего нами было уже возбуждено ходатайство пред ...ным собранием в ... сего года, которое, как объявило нам собрание, передано им на распоряжение Господина Министра Внутренних дел, что было ... сего года, на что последовало ... нам неизвестно и не объявлялось.

Проживающие в деревне Петряксах Петряксинской волости Курмышского уезда Симбирской губернии неслужащие дворяне: Саляхетдин Айнетдинов, Низяметдин Аляутдинов, Аймалетдин Аляутдинов, Сейфетдин Якупов, Нежеметдша Якупов и Мухаммадьяр Аляутдинов Стулкины

Только вдумайтесь в эти слова: «об исключении нас из православных метрических списков, если мы в них значимся», они даже не знали о том, значатся ли они в метрических списках!

Другой образец обширной переписки по делу Стулкиных не менее красноречив. Это тот самый документ, на котором стоит подпись ветеринарного инспектора. Прошу обратить особое внимание на даты прошений и ответов на них — разница не менее двух-трех месяцев, кроме того, даже губернского чиновника возмутил факт игнорирования аналогичной со Стулкиными просьбы крестьян соседней деревни, и он просит даже не ускорить их дело, а просто начать его. Помимо этого, интересно здесь то, что из документа явно следует неединичность просьбы об официальном возврате в Ислам, и это только в соседних волостях одного уезда. Еще интересен тот факт, что у людей, подающих просьбу о переводе в Ислам, имена и фамилии— мусульманские (Хусаин, Закир, Хамидуллин, Абзанов, видимо, искаженное Афзалов). Причем это имена официальные, зафиксированные в документах. Это говорит о том, что и они сами, и их родители (фамилии — по именам отцов) на самом деле являлись мусульманами!

Ахмад Макаров

ТЕМА НОМЕРА

Имамы Нижегородской Соборной мечети посетили 11-ю исправительную колонию на Бору

Эта встреча явилась результатом сотрудничества Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Нижегородской области, начало которому было положено еще в прошлом году.

Заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари-хазрат Муслимов и заведующий отделом по координации и взаимодействию с силовыми структурами Ахмет-хазрат Абдуллин встретились с заместителем начальника ГУФСИН России по Нижегородской области Михаилом Молчановым, с заместителем начальника управления по психолого-педагогической и социальной работе Валерием Большаковым и с начальником ФГУ ИК-11 Игорем Дерябиным.

На встрече они обсудили результаты совместной работы и наметили планы дальнейшего сотрудничества. Затем состоялась встреча хазратов с осужденными мусульманами, в ходе которой представители ДУМНО ответили на вопросы, связанные с исполнением религиозных предписаний, а также передали заключенным религиозную литературу, аудио- и видеопродукцию.

Руководство ГУФСИН положительно оценило открытие молельной комнаты и организацию встреч осужденных мусульман с представителями ДУМНО. Для обеспечения более тесного и плодотворного сотрудничества в ближайшем будущем планируется подписать договор между ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области.

Владимир Соловьев высказался против введения ОПК в школах

20 апреля в ЦКЗ «Юпитер» состоялся моно-спектакль известного телеведущего Владимира Соловьева под названием «Кому на Руси жить хорошо». В ходе общения со зрителями Владимир Рудольфович ответил на вопросы, поступавшие из зала. В их числе был и вопрос Тимура Шарафутдинова, студента факультета международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Вопрос звучал так: «Как вы относитесь к идее введения в школах предмета “Основы православной культуры”»?

— Я отношусь резко негативно к введению «Основ православной культуры» в школах, — подчеркнул Владимир Соловьев, — потому что, когда в 1917 году произошла революция, наш православный народ вбивал в попов вилы и лил в рот раскаленный свинец, а до этого несколько лет изучал в школах как обязательный предмет «Слово Божье», т.е. насильственная христианизация населения не привела к набожности.

Кроме того, вы себе представляете введение в школах предмета «Основы православной культуры» где-нибудь в Казани или в Чечне? Я считаю необходимым вводить «Основы религиозных знаний», где будут детям объяснять, в чем основополагающий принцип всех религий. А дальше уже должны действовать воскресные школы. Если родители ребенка и сам ребенок хочет изучать Православие, я за него буду очень рад. Для этого есть система воскресных школ. Если он хочет заниматься изучением Ислама, для этого есть мечеть и медресе. Если он хочет быть иудеем, опять же — это вне школы. Школа по своей природе светская и не должна сеять рознь. Потому что у нас пока любая религиозная самоидентификация приводит к тому, что люди становятся злее, а не добрее. Они почему-то думают о мече, а не о мире, очень специфическим образом трактуя Евангелие.

КАЛЕЙДОСКОП

Абдулвадуд Фаттахетдинов - имам Московской Соборной мечети

Мы продолжаем знакомить читателей с выдающимися нижегородцами-мусульманами, которые считали своим долгом оказывать всемерную помощь единоверцам, где бы ни находились. Среди таких людей назовем имама А. Фаттахетдинова, который десять лет своей жизни посвятил служению Аллаху и его последователям в Московской Соборной мечети.

Семья Абдулвадуда

Абдулвадуд Фаттахетдинов (1882—1954) родился в семье потомственных имамов Аббасовых-Фаттахетдиновых (Фаттахутдиновых) в деревне Красный Остров (ныне село Красный Остров Сеченовского района Нижегородской области). Его отец, Фаттах Ахтямов, был очень уважаемым и авторитетным человеком не только в своем селении, но и во всей округе. Он умер в 1889 году, оставив после себя десять детей. От первой жены у него было четыре сына и две дочери, от второй — три сына и дочь.

Братья Абдулвадуда

Дети Фаттаха были воспитаны в религиозной традиции и получили соответствующее образование. Поэтому неудивительно, что все семь его сыновей стали имамами. Четверо (Арифулла, Халиулла, Абдулкаюм, Мясум) работали деревенскими муллами в родной деревне. Арифулла Фаттахетдинов получил образование в казанском медресе, был имамом третьей Соборной мечети Красного Острова с 1885 года. При нем и при его активном участии в 1890 году здание третьей Соборной мечети было заново отстроено. Халиулла Фаттахетдинов стал имамом в той же мечети с 1900 года. Кроме того, сыновья Фаттаха Арифулла и Халиулла в конце XIX века активно занимались просвещением мусульман деревни в старейшем ее учебном заведении.

Абдулкаюм Фаттахетдинов (Ахтямов) начал работать муллой шестой Соборной мечети деревни Красный Остров в 1907 году. Он обучался в одном из казанских медресе. В 1927 году был зарегистрирован властью как председатель шестого религиозного общества деревни Красный Остров. В 1930 году Абдулкаюма Ахтямова арестовали. В деревню он не вернулся— его расстреляли в 1938 году как «врага народа».

В 1927 году председателями третьего религиозного общества деревни Красный Остров были зарегистрированы сын Фаттаха Халиулла и его внук Хутат Арифуллов — мулла третьей Соборной мечети деревни Красный Остров в 20-е годы XX века. Мясум Фаттахетдинов (Ахтямов) являлся красноостровским священнослужителем начала XX века. В 1929 году в престарелом возрасте скончался, долгие годы выполнял в деревне обязанности муллы и азанчея. Его сын Гафур был первым директором красноостровской советской школы.

Остальные три сына Фаттаха Ахтямова заняли места имамов городских мусульманских общин. Семиулла, умерший в 1930 году, стал ленинградским муллой, Мяйдют, умерший в 1917 году, — ташкентским. Интересующий нас Абдулвадуд занял со временем место московского имама.

Годы учебы

Родители отправили Абдулвадуда для пополнения религиозных знаний в Казань. Семейные традиции сказались, несомненно, на его воспитании и образовании, и способный молодой человек стал шакирдом у Галимджана Баруди в знаменитом медресе «Мухаммадия». Более того, шакирд Абдулвадуд Фаттахуддин был, по всей видимости, одним из любимых учеников Галимджана-хазрата, ибо теплые отношения между ними сохранялись и после окончания учебы. Воспоминания об этом сохранились в семье имама. В частности, об этом написали в газете «Татарские новости» племянница Абдулвадуда Мухлиса апа Гайнуллина и его внучка Ирада-ханум.

Образование, полученное Абдул-вадудом в медресе, являлось новометодным— как раз во времена обучения мальчика его учитель Г. Баруди начал обучать шакирдов по звуковому методу с помощью написанных им же самим учебников. Таким образом, можно констатировать, что А. Фаттахетдинов окончил крупнейшее в мусульманской России джадидское медресе «Мухаммадия», изучив не только богословские, но и светские научные дисциплины.

Имам-хатыб Московской Соборной мечети

Видимо, рекомендация учителя — знаменитого Галимджана Баруди — сыграла решающую роль при назначении 30-летнего Абдулвадуда-хазрата имамом-хатыбом новой московской мечети, открытой в 1904 году в Выползовом переулке (напомним, что тогда главным мусульманским храмом в Москве была Историческая мечеть в Замоскворечье). Общение между ними не ограничивалось только религиозной сферой. Галимджан-хазрат принял живое участие и в личной судьбе Вадуда-хазрата. Когда тот собрался жениться, Галимджан-хазрат встретился с родителями невесты и дал самую лестную характеристику своему ученику.

За десять лет своего существования московская мечеть в Выползовом переулке получила российскую известность. И в этом немалая заслуга ее имама. Благодаря стараниям ахуна Абдулвадуда-хазрата, в начальный период Первой мировой войны каждую пятницу среди мусульман проходил сбор средств в пользу раненых российских воинов и их семей. С сентября по октябрь 1914 года приходом было собрано 334 рубля 19 копеек.

Полоса признания Советской России соседними государствами приводила к тому, что власти не могли из дипломатических соображений закрыть мечети, куда приезжали высокие гости из Турции, Ирана, Афганистана. Так, в 1923 году Абдулвадуду-хазрату пришлось встречать в стенах своей родной мечети афганского короля Аммануллу-хана.

Когда выдавалось свободное время, А. Фаттахетдинов приезжал на свою Родину, в Красный Остров — домой, к своим родственникам и с удовольствием гостил у них.

По воспоминаниям родственников, Абдулвадуд-хазрат прослужил в Московской Соборной мечети имамом-хатыбом до 1928 года, до ареста, в результате которого оказался на Соловках, где содержались политические заключенные. После освобождения в 1937 году Абдулвадуд, не имея разрешения на жительство в Москве, некоторое время работал в городе Александрове, потом в Сергаче, а затем уехал к родственникам в Ташкент и умер в 1954 году в семье дочери Марвы. Похоронен на ташкентском кладбище.

Ольга Сенюткина,

доктор исторических наук

Наши земляки

Валиев Ринат Сулейманович

Родился в 1971 году в с. Грибаново Сергачского района в семье колхозника.
В 1986—89 гг. учился в Борском культпросветучилище. В 1989—93 гг. учился в Казанском университете культуры и исскуств, одновременно в консерватории на факультете музыкального искусства. 1993—95 гг. — стажировка при Казанской консерватории как руководителя профессионального оркестра народных инструментов по специальности педагог, дирижер оркестра, музыкант.

В 1993 г. как баянист участвовал в республиканском конкурсе им. Ф. Туишева, удостоен Гран-при. В 1995 г. — участник международного конкурса оркестров в Италии со студенческим оркестром консерватории (1-е место). 1996 г. — участник международного конкурса во Франции.

Автор музыкальных произведений (обработки для баяна, пьесы для оркестра с участием гармони и курая).

До 2005 года — художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

 

ЛИКБЕЗ

Ишан (перс. «они», употребляется, как правило, в единственном числе, синонимы «пир», «шейх», «муршид») — почетное прозвище суфийского наставника, используемое преимущественно в Средней Азии. В мусульманских государствах Туркестана ишаны преимущественно жили в обители (ханака, текке) или мавзолее (мазара) какого-либо вали (святого). Звание ишана зачастую было наследственным. В Средней Азии ишаны зачастую стояли во главе выступлений против царской, а затем советской власти.

У татар ишаны связаны с движением абызов, их миссионерской деятельностью и литературой. Татарские ишаны получали силсилу (суфийскую преемственность), как правило, в Туркестане. После создания Оренбургского Магометанского духовного собрания в 1788 году ишаны выступали в качестве источника духовной власти, особенно Хабибулла б. Хусаин ал-Оруви (Ури) в мишарских регионах горной стороны Волги и Нигматулла Стерлибаши (Тукаев) на Южном Урале.

В Поволжье ишаны силсилу братства накшбандийа ветви муджаддидийа возводили от шейха Фаизхана б. Хозырхана ал-Кабули (ум. 1802 г.), деяниями которого восхищался Ш. Марджани. Его мюрид, шейх Хабибулла б. Хусаин ал-Ури (1762—1816), по праву считается ключевой фигурой в становлении суфизма среди мишар. Он как ишан создал наиболее адекватную форму организации и упрочения Ислама в условиях мишарского населения, жившего чересполосно с нетатарами. Ишанизм, т. е. ориентация на своего ишана, стал практически единственной формой самосохранения изолированного от своего основного ядра татарского населения. В 1910-е гг. выдающийся историк и общественный деятель Хади Атласи констатировал, что ишанизм является основной формой самоорганизации мишарского населения.

Новый пик влияния ишанов начинается после назначения муфтиями светских лиц с 1865 года. Часть ишанов стали сторонниками идей джадидов. Основную роль здесь сыграли З. Расули (накшбандийа­халидийа), а затем его мюрид
Г. Баруди. Виднейшими мюридами Баруди на Нижегородчине были Г. Сулеймани и Ш. Ильясов. Часть ишанов, наоборот, составили идеологическую основу кадимизма в борьбе против нововведений (Ишми-­ишан Динмухаметов). Ряд ишанов у татар существовали в отдаленных районах и в годы советского режима. В настоящее время у татар ишаны практически не существуют.

Среди нижегородских ишанов наиболее известны имена мударриса медресе с. Овечий Овраг шейха Садека Абдулжалилова, шейха братства накшбандийа Хабибуллы-ишана Альмухам-
мятова, имама­хатыба и мугаллима первой Соборной мечети
с. Петряксы Садретдина­ишана Аллямова, а также Мухетдина-ишана Абделхаликова из
с. Б. Рыбушкино.

 

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!