:: ИЗ ИСТОРИИ
Государственные символы и регалии Руси-России
мусульманского происхождения

Государственные символы и регалии
Руси-России мусульманского происхождения
Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует
подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть
таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее —
Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское
происхождение.
Шапка Мономаха — древнейшая из
сохранившихся государственных регалий Руси, представляет собой головной
убор, верх которого состоит из 8 золотых пластин, покрытых тончайшим
узором — скинью из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд
и цветков лотоса; низ шапки окаймлен широкой орнаментальной
полосой-плетенкой и опушкой из соболя. Позднее к этой древнейшей части
шапки было добавлено гравированное и резное навершие с крестом с
жемчужинами на концах. В целом шапка Мономаха напоминает восточный
головной убор. Шапка Мономаха — символ высшей власти на Руси в
1428–1721 гг., использовалась при венчании всех царей до появления
императорских регалий.
Хотя название шапки Мономаха отсылает к
киевскому великому князю начала XII века Владимиру Мономаху (правил в
1113–25 гг.), впервые она появляется в казне московского князя Ивана
Калиты (правил в 1326–40 гг.). Для специалистов очевидно восточное
происхождение шапки Мономаха, но они разнятся в географии страны
изготовления регалии. Существует три версии происхождения шапки
Мономаха: 1) византийская — шапку прислал дед Мономаха, византийский
император Константин IX (правил в 1042–55 гг.) — явно мифологическая и
несостоятельная во всех отношениях, начиная от хронологического разрыва
между дедом и внуком и заканчивая несоответствием шапки Мономаха тем
коронам, которые были приняты в Византии; 2) арабская — шапка сделана
мастером при дворе египетского султана аль-Малик ан-Насир ибн Калауна
(1293–1340) и в 1317 году послана хану Узбеку, который подарил ее Ивану
Калите — несколько фантастическая, базируется только на сходстве цветка
лотоса с шапки Мономаха с арабскими орнаментальными формами; 3)
ордынская — шапка изготовлена в Золотой Орде и подарена ханом Узбеком
его шурину Ивану Калите — наиболее трезвая. Принять последнюю версию
мешает только гипертрофированное негативное идеологическое отношение к
ордынскому наследию в российской официальной истории.
Между тем Иван Калита и хан Узбек были
чрезвычайно тесно связаны и по политической линии, и родственными
узами: хан выдал свою сестру Кончаку замуж за московского князя Юрия
Даниловича — брата Калиты; возвышение Калиты произошло в результате
того, что он помог ханским войскам разгромить антитатарское восстание в
Твери в 1327 году; именно Калиту поддержал хан в вопросе получения
великого княжества Владимирского в 1328–31 гг., после чего великими
князьями были московские правители; именно при Калите ордынскими
властями была отменена система баскачества и право сбора налогов
перешло к великим князьям. В подтверждение ордынской версии
происхождения шапки Мономаха следует привести археологическую находку
под Можайском в слоях XIV века золотой пластинки, идентичной тем, из
которых собрана шапки Мономаха, — ни арабских, ни византийских
аналогичных памятников этого времени на Руси просто не могло
существовать в природе. Согласно современным исследователям, технология
исполнения и комплекс орнаментальных мотивов, примененные в шапке
Мономаха, присущи искусству Золотой Орды и встречаются на предметах,
найденных в Болгарах и Крыму. Наконец, по описаниям немецкого дипломата
С. Герберштейна, в начале XVI века на шапке Мономаха еще был зубчатый
венец, который всегда присутствует на изображениях корон властителей
Хулагуидов (одна из ветвей Чингизидов, правившая в Иране) на иранских
миниатюрах, впоследствии замененный на крест. Казанские историки
полагают, что шапка Мономаха, прототипом которой была корона Узбека,
явилась подарком хана Калите за разгром восстания в Твери в 1327 году.
Казанская, Астраханская и Алтабасная
шапки. Казанская шапка появилась среди государственных регалий Руси
после завоевания Казанского ханства в 1552 году. Она необычна по форме:
верхняя часть украшена возвышающимися запонами — «городками» — с
прорезным травным орнаментом; рядом с ними на венце размещены огромные
драгоценные камни — альмандины и бирюза, крупные жемчужины. Тулью шапки
завершает сферическое навершие с конусообразным крупным янтарем между
двумя жемчужинами. Существуют три версии происхождения регалии: 1)
шапка была сделана при дворе Ивана Грозного после 1552 года — а) либо
для самого Грозного, б) либо для Симеона Бекбулатовича;
2) шапка была изготовлена англичанами по заказу московского царского
двора — однако эта версия не коррелирует с данными имперских послов в
Москве об абсолютной несхожести царской регалии с коронами европейских
властителей и об отсутствии аналогов между «короной» Ивана Грозного
(Казанской шапкой) и венцами монархов Европы; 3) шапка принадлежала
последнему казанскому хану Ядыгар-Мухаммеду, который был пленен и в
сопровождении своего двора торжественно введен в Москву, — эта версия
была распространена в XVII веке, когда составлялись первые описи
Оружейной палаты, и названа авторами книги «Герб и флаг России…»
наиболее правдоподобной. В атласе «Тартарика» приведено изображение
парадного облачения казанского хана первой половины XVI века (по
реконструкции М. В. Горелика), где правитель Казанского ханства носит
высокий головной убор, идентичный Казанской шапке. Татарские мотивы в
этой регалии очевидным образом превалируют над европейскими и
славянскими; показательно также отсутствие креста в навершии шапки.
«Шапкой Астраханского царства» называют
венец, изготовленный иностранными — вероятно, восточными — мастерами в
1627 году по заказу двора царя Михаила Федоровича Романова; в описи
XVII века его создание связывается с покорением Астрахани, что является
безусловным мифом. Парадность венцу придает сочетание ярких белых,
золотых, зеленых эмалей и крупных драгоценных камней. В нем, подобно
Казанской шапке, присутствуют «городки», и навершие увенчано янтарем
между двумя жемчужинами; крест отсутствует. Создание этой регалии по
аналогии с Казанской шапкой было призвано укрепить международный
престиж России и визуально подкрепить царский титул московских
правителей, оспаривавшийся рядом соседних государств.
Алтабасная шапка изготовлена в Москве с
использованием материалов из Турции для царя Ивана Алексеевича в 1684
году; названа по материалу, из которого она сделана, — гладкой парчи,
или алтабаса, на которой были нашиты запоны из драгоценных камней,
некоторые из них были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя
Федора Алексеевича. Шапка соединила в себе элементы трех вышеописанных
венцов. В XIX веке эта шапка заняла место короны царства Сибирского.
Данные регалии, мифологически
возводившиеся к княжеским шапкам доордынской Руси, генетически связаны
своим происхождением с ордынским наследием и были предназначены для
институциализации власти Москвы над бывшими татарскими ханствами
(царствами) и символического наполнения царского титула российских
правителей внутри и вне страны в условиях его непризнания другими
державами.

Шапка Алтабасная
|

Шапка Астраханская
Венец Большого наряда
|

Шапка Казанская
|
Продолжение
следует
Дамир
ХАЙРЕТДИНОВ
|