На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: ИЗ ИСТОРИИ



Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения

Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения

Шапка Мономаха Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее — Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское происхождение.

Шапка Мономаха — древнейшая из сохранившихся государственных регалий Руси, представляет собой головной убор, верх которого состоит из 8 золотых пластин, покрытых тончайшим узором — скинью из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветков лотоса; низ шапки окаймлен широкой орнаментальной полосой-плетенкой и опушкой из соболя. Позднее к этой древнейшей части шапки было добавлено гравированное и резное навершие с крестом с жемчужинами на концах. В целом шапка Мономаха напоминает восточный головной убор. Шапка Мономаха — символ высшей власти на Руси в 1428–1721 гг., использовалась при венчании всех царей до появления императорских регалий.

Хотя название шапки Мономаха отсылает к киевскому великому князю начала XII века Владимиру Мономаху (правил в 1113–25 гг.), впервые она появляется в казне московского князя Ивана Калиты (правил в 1326–40 гг.). Для специалистов очевидно восточное происхождение шапки Мономаха, но они разнятся в географии страны изготовления регалии. Существует три версии происхождения шапки Мономаха: 1) византийская — шапку прислал дед Мономаха, византийский император Константин IX (правил в 1042–55 гг.) — явно мифологическая и несостоятельная во всех отношениях, начиная от хронологического разрыва между дедом и внуком и заканчивая несоответствием шапки Мономаха тем коронам, которые были приняты в Византии; 2) арабская — шапка сделана мастером при дворе египетского султана аль-Малик ан-Насир ибн Калауна (1293–1340) и в 1317 году послана хану Узбеку, который подарил ее Ивану Калите — несколько фантастическая, базируется только на сходстве цветка лотоса с шапки Мономаха с арабскими орнаментальными формами; 3) ордынская — шапка изготовлена в Золотой Орде и подарена ханом Узбеком его шурину Ивану Калите — наиболее трезвая. Принять последнюю версию мешает только гипертрофированное негативное идеологическое отношение к ордынскому наследию в российской официальной истории.

Между тем Иван Калита и хан Узбек были чрезвычайно тесно связаны и по политической линии, и родственными узами: хан выдал свою сестру Кончаку замуж за московского князя Юрия Даниловича — брата Калиты; возвышение Калиты произошло в результате того, что он помог ханским войскам разгромить антитатарское восстание в Твери в 1327 году; именно Калиту поддержал хан в вопросе получения великого княжества Владимирского в 1328–31 гг., после чего великими князьями были московские правители; именно при Калите ордынскими властями была отменена система баскачества и право сбора налогов перешло к великим князьям. В подтверждение ордынской версии происхождения шапки Мономаха следует привести археологическую находку под Можайском в слоях XIV века золотой пластинки, идентичной тем, из которых собрана шапки Мономаха, — ни арабских, ни византийских аналогичных памятников этого времени на Руси просто не могло существовать в природе. Согласно современным исследователям, технология исполнения и комплекс орнаментальных мотивов, примененные в шапке Мономаха, присущи искусству Золотой Орды и встречаются на предметах, найденных в Болгарах и Крыму. Наконец, по описаниям немецкого дипломата С. Герберштейна, в начале XVI века на шапке Мономаха еще был зубчатый венец, который всегда присутствует на изображениях корон властителей Хулагуидов (одна из ветвей Чингизидов, правившая в Иране) на иранских миниатюрах, впоследствии замененный на крест. Казанские историки полагают, что шапка Мономаха, прототипом которой была корона Узбека, явилась подарком хана Калите за разгром восстания в Твери в 1327 году.

Казанская, Астраханская и Алтабасная шапки. Казанская шапка появилась среди государственных регалий Руси после завоевания Казанского ханства в 1552 году. Она необычна по форме: верхняя часть украшена возвышающимися запонами — «городками» — с прорезным травным орнаментом; рядом с ними на венце размещены огромные драгоценные камни — альмандины и бирюза, крупные жемчужины. Тулью шапки завершает сферическое навершие с конусообразным крупным янтарем между двумя жемчужинами. Существуют три версии происхождения регалии: 1) шапка была сделана при дворе Ивана Грозного после 1552 года — а) либо для самого Грозного, б) либо для Симеона Бекбулатовича;
2) шапка была изготовлена англичанами по заказу московского царского двора — однако эта версия не коррелирует с данными имперских послов в Москве об абсолютной несхожести царской регалии с коронами европейских властителей и об отсутствии аналогов между «короной» Ивана Грозного (Казанской шапкой) и венцами монархов Европы; 3) шапка принадлежала последнему казанскому хану Ядыгар-Мухаммеду, который был пленен и в сопровождении своего двора торжественно введен в Москву, — эта версия была распространена в XVII веке, когда составлялись первые описи Оружейной палаты, и названа авторами книги «Герб и флаг России…» наиболее правдоподобной. В атласе «Тартарика» приведено изображение парадного облачения казанского хана первой половины XVI века (по реконструкции М. В. Горелика), где правитель Казанского ханства носит высокий головной убор, идентичный Казанской шапке. Татарские мотивы в этой регалии очевидным образом превалируют над европейскими и славянскими; показательно также отсутствие креста в навершии шапки.

«Шапкой Астраханского царства» называют венец, изготовленный иностранными — вероятно, восточными — мастерами в 1627 году по заказу двора царя Михаила Федоровича Романова; в описи XVII века его создание связывается с покорением Астрахани, что является безусловным мифом. Парадность венцу придает сочетание ярких белых, золотых, зеленых эмалей и крупных драгоценных камней. В нем, подобно Казанской шапке, присутствуют «городки», и навершие увенчано янтарем между двумя жемчужинами; крест отсутствует. Создание этой регалии по аналогии с Казанской шапкой было призвано укрепить международный престиж России и визуально подкрепить царский титул московских правителей, оспаривавшийся рядом соседних государств.

Алтабасная шапка изготовлена в Москве с использованием материалов из Турции для царя Ивана Алексеевича в 1684 году; названа по материалу, из которого она сделана, — гладкой парчи, или алтабаса, на которой были нашиты запоны из драгоценных камней, некоторые из них были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя Федора Алексеевича. Шапка соединила в себе элементы трех вышеописанных венцов. В XIX веке эта шапка заняла место короны царства Сибирского.

Данные регалии, мифологически возводившиеся к княжеским шапкам доордынской Руси, генетически связаны своим происхождением с ордынским наследием и были предназначены для институциализации власти Москвы над бывшими татарскими ханствами (царствами) и символического наполнения царского титула российских правителей внутри и вне страны в условиях его непризнания другими державами.

Шапка Алтабасная

Шапка Астраханская
Венец Большого наряда

Шапка Казанская

Продолжение следует

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ


Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!