На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Книжная Полка



КНИЖНАЯ ПОЛКА

КНИЖНАЯ ПОЛКА





Реформа образования:
татары Нижегородчины и мусульманский мир России
Сборник работ и статей по исламскому образованию

2007 год необычайно богат на юбилейные даты, в частности, в отношении мусульманского образования. Так, мы отмечали 245-летие со дня открытия Абдулжалилом Биккининым в с. Овечий Овраг первого медресе на Нижегородчине, 120-летие со дня открытия Исмаилом Гаспринским первого в России джадидистского (новометодного) образцового медресе на Нижегородской ярмарке, наконец, 100-летие со дня открытия Мухиcсуннатом Хабибуллиным в с. Сафаджай первого джадидистского медресе на Нижегородчине.

К этим юбилейным датам ИД «Медина» приурочил издание в 2008 году сборника статей по исламскому образованию, охватывающего почти двухвековой период.

Книга содержит в себе ряд работ первопроходцев исламского образования. Это труды просветителей и исследователей, основоположников джадидизма Хусаина Фаизханова и его брата Габделгалляма Фаизханова, и претворившего в жизнь их джадидистские идеи Исмаила Гаспринского; статья Наджиба Хабибуллина — одного из виднейших представителей династии имамов и учителей Хабибуллиных из Сафаджая; доклады О. Романова и П. Демидова о состоянии татарского образования и улучшении татарских школ, сделанные в начале XX века; это, также, и работы историков-краеведов из Нижнего Новгорода и Сафаджая — Абдрахмана Абубакирова и Саяра Сабирова. В сборнике представлены и исследования современных крупных деятелей исламского образования — доктора исторических наук Айдара Хабутдинова, кандидата политических наук Дамира Мухетдинова и заместителя председателя ДУМНО по учебно-воспитательной части, директора медресе «Махинур» Абдулбари Муслимова.

Актуальность подобных работ несомненна. Сегодня мы наблюдаем возрождение исламского образования в России и обращение к опыту прежних эпох, заимствование положительных сторон этого опыта, его улучшение, является одной из важнейших задач академического сообщества. Крайне важно не допускать ошибочных толкований догм во избежание экстремистских и радикальных трактовок Священных Писаний. По этим причинам религиозное образование представляется серьезнейшей частью образования вообще.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги.

Хамзи Ильясов
Воспоминания жителя села Малое Рыбушкино

Каждое из малорыбушкинских медресе располагалось в отдельном небольшом здании, в котором были аудитории и комнаты для учеников. В медресе обучались дети не только из Малого Рыбушкино, но и из соседних деревень. Учащиеся (это были мальчики младшего и среднего возраста; девочек в школу не принимали) обучались и проживали в здании медресе.

Мусульмане понимали необходимость образования и потому охотно отдавали детей на обучение мугаллиму (малорыбушкинцы называли его словом «остас», «толковый, ловкий»). При поступлении ребенка в школу родители давали учителю символическую плату в одну-две копейки, говоря: «Поручаем дитя тебе – бей, сколько хочешь, лишь бы учился». Вообще, труд «остаса» вознаграждался садакой, которую тот брал с каждого ученика по четвергам. Размер садаки определялся исключительно доходами родителей: ученик из бедной семьи давал одну копейку, среднего достатка — две-три копейки, богатый — более пяти копеек.

Учебный год начинался в октябре и продолжался до конца апреля, заканчиваясь экзаменами. В своем обучении шакирды проходили несколько ступеней. Программа начальной школы включала в себя: навыки проведения намаза, изучение арабского алфавита, умение читать Коран, а также основы вероучения (назывались они «иман шарте»). Разница социального положения давала о себе знать: дети богатых родителей, как правило, заканчивали этот курс за один учебный год, в то время как бедные ученики могли осваивать его в течение двух-трех лет. По окончании начальной школы обучение проходило посредством чтения и заучивания отдельных сур, постижением основ мусульманского права (фикха). В старших классах шакирды слушали, читали, запоминали и воспроизводили Коран. Отдельные, наиболее талантливые и прилежные шакирды по окончании медресе получали свидетельства, в которых было записано, что этот шакирд — лучший ученик.




Наши земляки
Дахер Умяр Тагирович


Родился в с. Овечий Овраг Краснооктябрьского района в 1910 году. После смерти матери был вынужден переехать к отцу в Финляндию. Окончив финскую школу, поступил учиться на юриста. С 1938 года начал работать инспектором в налоговом управлении, дослужился до начальника отдела. С 1973 года — на заслуженном отдыхе. Избирался на разные должности в муниципальные органы.

Один из организаторов татарской школы в Финляндии. Был ее руководителем в 1948—1956 гг. Основал организацию им. Габдуллы Тукая, до сих пор в ее составе. Доцент кафедры тюркских языков. Будучи на пенсии, продолжал преподавать татарский и турецкий языки.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!