НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИРНКАТНО
Размышления исполнительного директора Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО), члена Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Нижегородской области, члена Общественной палаты Нижнего Новгорода Тимура Наилевича Шарафутдинова
Я хотел бы поделиться своими впечатлениями со всеми, кого волнуют вопросы жизни татарского народа, а это ведь и сами татары, и люди, выросшие и живущие в смешанных семьях, ученые, специалисты-тюркологи и все, кто увлекается, интересуется бытом, историей и культурой нашего народа, всем друзьям татар.
Это будут впечатления от проведённой государственными институтами Российской Федерации Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов, итоги которой были обработаны и опубликованы в конце ушедшего 2022 года, и уже вызвали большой вал критики, споров и попыток осмысления: что же с нами происходит в плане демографии. Как живут и развиваются народы нашей многонациональной страны? И почему одни – прибавили в росте (как чеченцы и тувинцы), другие остались примерно в том количестве, что были и раньше? А вот другие, в том числе и татары, к сожалению, показали убывание, снижение численности народа – причём, довольно существенное?
Подробнее о Всероссийской переписи населения 2020-2021 читайте здесь — Итоги переписи населения: куда исчезают татары и украинцы.
КАК НАС ПЕРЕПИСЫВАЛИ И ОПРАШИВАЛИ
Начну именно с этого, многих поразившего утверждения – татар стало за прошедшие с предыдущей Переписи 10 лет… на 600 тысяч человек меньше! И первое, что звучит, когда специалисты и неспециалисты слышат такую цифру: а реальна ли цифра в минус 600 тысяч татар за 10 лет? Как она была подсчитана и нет ли в расчётах субъективного подвоха или статистической ошибки (что может быть объективным фактором, неизбежным во всякой работе)?
Сразу должен сказать: сам я не специалист по демографии, не работник тех институтов, которые ведут переписи, обрабатывают данные, я не этнограф и не демограф. Как и большинство из моих читателей – я знакомлюсь с официально опубликованными данными и материалами СМИ. Но, как сын татарского народа, ценящий и гордящийся своим родовым наследием, как один из руководителей РНКАТНО, я не могу быть безразличен к вопросам, которые вызывает перепись. Потому, как и каждый патриот, я не могу не переживать, не думать об этом.
Итак, первый вопрос, всех волнующий – это качество технологий и методик при опросе населения. Вот приходит переписчик, он действует по утверждённой инструкции, и обязан заполнить документ о каждом из нас, с кем он общается. Потом сумма этих документов обрабатывается – и нам выдают итоги.
Скажите мне и себе: многие ли из Вас участвовали в тех опросах, отвечали на вопросы переписчика? Вот каков мой личный опыт: сделанный недавно мною опрос среди знакомы знакомых меня просто поразил: 50% из моих собеседников подтвердили, что они не участвовали в переписи. А ведь они татары, любящие свой народ, продолжающие его традиции и не желающие говорить и писать о себе как-то иначе, чем «да, мы татары!».
Почему же переписчики пробежали где-то рядом, не заметив таких людей? Это повисший в воздухе открытый вопрос к организаторам переписи конкретно в нашей Нижегородской области.
Но тогда спросим их: но ведь в центр сбора, в Москву пошли данные с Нижегородчины и они в сумме дали результат примерно в 26 тысяч человек. По мнению переписчиков «точные цифры» объявлены были такие: теперь стало 26 685 человек татарской национальности (а было 44 103). Как же они были получены? И почему значительная часть нижегородских татар оказалась «вне игры»? Это как в футболе… кто-то вывел наших игроков с поля, где должна начаться игра? А они ведь существуют… но стоят где-то рядом, как «запасные»?
Мне могут в ответ объяснить: был ковид, эпидемия и, естественно, связанные с этим ограничения в общении людей, особенно в общественном пространстве! И с этим нельзя не согласиться. Всё верно. И так было не только у нас – но по всей Российской Федерации. Это, согласимся, фактор объективный.
Но откуда же тогда переписчики брали сведения о нас? Очевидно, что данные о многих из нас были взяты из каких-то госреестров, ЖЭКов или картотек МВД. И как раз у этих людей не была опубликована национальность. Вот такое есть объяснение…
Далее обратимся к оценке новинок, методик и качества прошедшей переписи, которую дал неоднократно бывавший в Нижегородской области председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин. Ранее он руководил Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Важно иметь в виду, что на его счету в этой должности — несколько переписей населения, начиная с первой постсоветской переписи 2002 года.
Вот что сказал Владимир Юрьевич:
«Нынешняя перепись отличается значительно от всех предыдущих в организационном и технологическом планах. Никогда прежде переписные листы не были электронными и никогда перепись населения не проходила во время всеобщей пандемии.
Электронный формат анкет, с одной стороны, расширяет возможности учёта всего разнообразия ответов населения (нет ограничения бумажных бланков ни по месту, в которое должен уместиться вопрос и ответ на него, ни по объёму метаданных, поясняющих смысл вопроса), а с другой – создаёт у пользователей иллюзию «самостоятельности» и «умности», когда можно недозаполнить одни вопросы, если подобная информация, по мнению респондента, уже есть в других вопросах».
Советую всем интересующимся прочитать интервью с В.Ю.Зориным и, в частности, его ответы на обвинения, будто эта перепись была провалена, рассуждения на тему, почему сейчас многие люди в нашей стране не указывают своей национальности, и число их огромно — https://dzen.ru/a/Y9UnwjORMFOJa84_
ЧТО КОНКРЕТНО У НАС В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Для удобства осмысления и для того, чтобы наши мысли, споры, суждения были предметными, я сделал выжимку данных по Нижегородской области:
Всё население области:
Было (2010 год) 3 310 597 человек. Стало (2021 год) 3 119 115.
Из них почти 700 000 человек жителей Нижегородской области в ходе переписи не указали национальную принадлежность или отказались отвечать на этот вопрос!
Поэтому, конечно же, большой вопрос: можно ли считать эти данные репрезентативными?!
Из тех, кто указали национальность, данные по Нижегородской области следующие:
Русские — стало 2 448 926 (было 3 109 661). Русских уменьшилось на 20 %.
Татары — стало 26 685 (было 44 103). То есть – вот тема нашего обсуждения! — Число татар уменьшилось на 40 %.
Армяне — стало 9 547 (было 13294)
Мордва — стало 7432 (было 19138)
Украинцы — стало 6260 (было 17657)
Азербайджанцы — стало 5 041 (было 8494)
Чуваши — стало 4584 (было 9765)
Узбеки — стало 4105 (было 3504)
Цыгане — стало 3246 (было 4469)
Марийцы — стало 2919 (было 6415)
Таджики — стало 2915 (было 2145)
Езиды — стало 2103 (было 3781)
Белорусы — стало 1633 (было 4673)
Евреи — стало 1472 (было 3769)
Грузины — стало 1077 (было 1792)
Киргизы — стало 1004 (было — нет данных)
КАК ВОСПРИНЯЛИ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ ДЕЯТЕЛИ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Естественно, что оценки переписи реально волнуют многих, и в Сети нередки самые разнообразные суждения, чувства и эмоции. Нередко начинают так:
«Ужасающие итоги переписи 2021 года для татар. Минус 700 тыс. татар в России за 11 лет! Бу безне милләт итеп юк итүче коточкыч нәтиҗәләр. Мондый темп белән барсак, татар 30 елдан соң 3 млн калыр».
Первое, что следует сказать, когда так ставится вопрос: а Вы в курсе, что убыль населения, причём, в несопоставимо более крупных числах – у других народов России? В том числе и у русских. А если посмотреть ещё шире и ещё дальше, на демографические процессы в Восточной и Западной Европе, в США – там переписи также свидетельствуют о сильной убыли многих народов. Тому много причин – но коснёмся их чуть позже.
Всемирный Конгресс Татар вот что заявляет по итогам переписи 2020-2021:
«По нашим оценкам, в России насчитывается не менее 5,5 млн татар!»
Это оценка, явно проведённая параллельно официальной переписи, по своим методикам. Будем называть это «альтернативной статистикой».
«Во время Всероссийской переписи населения в 2021 году были учтены не все татары»
– так считает председатель исполкома Всемирного Конгресса татар Данис Шакиров. Но почему такой чёткий тезис, на чём он основан?
«Перепись проводилась во время пандемии. Самым коварным врагом оказался ковид, который не позволил объективно оценить численность татар. В местах компактного проживания татар часто неучтёнными оставались пожилые люди. Среди народов России мы сохранили второе место»
– отметил Данис Шакиров. Напомним, что по данным переписи населения 2020-2021 годов, число татар в России сократилось почти на 600 000 человек – до 4,7 млн.
А как мы в Нижегородской области можем оценить нашу численность – также предлагая обществу свою «альтернативную статистику»? Если учитывать смешанные браки, ассимилированные семьи, командировочных, которые находились на срок переписи далеко от своего дома, и так далее — то в Нижегородской области, по нашему мнению, проживает около 100 тысяч татар. Посмотрите внимательно в своём окружении: наверняка, у каждого есть друзья, знакомые, коллеги, родственники — татары. И вспомним знаменитый афоризм — его любит повторять каждый, кто изучает реальную историю России, и даже Президент страны её процитировал не раз:
«поскреби русского — татарина найдёшь»…
И в этом плане, мы в РНКАТНО солидарны со статистикой Всемирного Конгресса татар, ибо и они и мы (как часть татарской мировой семьи) опираемся на собственный живой опыт общения с соплеменниками, в живой работе наших национально-культурных обществ, при проведении международных и межрегиональных культурных мероприятий.
Конечно, критики такой «альтернативной статистики» скажут: но ведь у вас нет технических инструментов для замеров, нет «паспортов» или неких «баз данных», вы провозглашаете более свои эмоции и семейные наблюдения, чем трезвые объективные данные, которые собираются только силами государственного аппарата и обрабатываются современной компьютерной техникой! Мы же, конструктивно принимая такие упрёки, как призыв к осмыслению и улучшению наших методов — выскажем встречные недоумения: при наличии, действительно, и госаппарата и новой техники, всё же итоги последней переписи оставили больше тревожных вопросов о её качестве, чем удовлетворения у большинства аналитиков, включая экспертов государственных структур, не правда ли?
Да, в двух видах статистки есть свои плюсы и минусы. Значит, если мы все, как граждане единой страны, так и носители (каждый из нас) своей национальной идентичности – должны в будущем искать более совершенные инструменты и методы для замеров в обществе, не правда ли?
И каждого из нас — и госслужащих, учёных, экспертов, с одной стороны, и ревнителей ценностей своего народа, своей национальной семьи – не могут не волновать общие для всех вопросы: а в чём же причины того убывания, которые так волнуют?
БУДЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИЧИНЫ УБЫВАНИЯ
Да, будем анализировать причины убывания – представители каждого народа, с заботой прежде всего о свои близких. И в данном случае, я как один из руководителей РНКАТНО, призываю всех – и бабаев и молодёжь, учёных и учащихся – думать и обсуждать в своих семьях вот такие вопросы. Не пытаясь сейчас полноценно высказать свою точку зрения (это заняло бы много времени и места), предлагаю перебрать, какие вопросы перед нами ставит сам факт уменьшения численности наших сородичей-татар. Факт ведь несомненный! Выше я приводил примеры споров о численности. Но вектор ведь один? Это не прирост (как у кавказских народов и в Туве), и это не такое катастрофическое снижение (как у финно-угорских народов) – но явное и пока неизбежное снижение.
Итак, вот эти «факторы снижения». Давайте их обсуждать в семьях – но не ради отвлечённой статистики и тем более не для озлобления против других народов, но в поиске лучшего решения. Как выйти из потока снижения?
Фактор номер один, о котором говорят все — это глобализация, урбанизация населения. Деревни наши (да и во всём мире, на всех континентах!) сокращаются, народ тянется в города. А что происходит в городах, именно в национальном вопросе? Здесь люди всех наций живут, как в плавильном котле. Они видят, что для более успешной карьеры, для лучшего образования, для карьерного роста во всех сферах (от авторемонтной мастерской у дороги до вузов и министерств) человек должен максимально хорошо себя проявлять как профессионал и надёжный труженик – но как можно меньше помнить о своих родовых национальных особенностях. В одежде, в типе питания, в бытовых привычках – практически во всём стиле жизни! Растворяться в общем плавильном котле высокой цивилизации…
Вопрос в связи с этим – а что же делать? Можно ли сохранить народные обычаи и свой язык, свою веру и привычки в таком универсальном потоке?
Связанный с этим «номером один» есть «вопрос второй»: снижение рождаемости. Как татары ответят – вопрос к каждому из нас.
Третий вопрос, вытекающий из второго: это смешанные браки. Они существуют, они тысячам людей приносят счастье… но как вести диалог внутри семьи, как воспитывать детей, нужно ли им знать оба языка своих родителей? Вопросов еще больше, и они всё более и более интимные и тонко-душевные…
Из такого краткого перечня «вопросов для обсуждения» ясно одно: в деревнях, в аулах всегда легче сохранять свою идентичность. Но в городской среде – это реально нелегко. А население фактически убывает на селе и прибывает в городах.
И здесь давайте перейдём к тому, что же мы сами сейчас можем сделать в такой ситуации? Первое, о чём забывают многие люди, даже эксперты: наряду с перетоком масс людей из сёл в города, нарастает обратный процесс! Его называют дезурбанизация, то есть осознанный отток горожан в деревни. Это, как правило, успешные в профессии и в бизнесе, в науке люди, желающие жить ближе к природе, вне шума, смога и многолюдия городов. Они пользуются интернетом и для работы на удалённой связи, и в быту (покупки и даже доставка еды и любых товаров на дом современными торговыми компаниями). Как правило, такой образ жизни не всякий ещё может себе позволить. Однако, это общемировая тенденция. И её нам следует осознать и использовать в развитии татарской культуры.
Второе, что нами уже давно обсуждается и делается по мере сил – это развитие культурной татарской среды в городах. И в областном центре, Нижнем Новгороде, и в малых городах.
Не буду сейчас повторять то, что многие знают. В частности, про работу кружков и студий при РНКАТНО, про наши многочисленные праздники и мероприятия… Наши просьбы и предложения властям Нижнего Новгорода и области – о создании Нижегородского Татарского Культурного Центра, с многофункциональностью, привлекательной в том числе для внутреннего туризма.
… Для чего я поставил такой вопрос, дав себе задачу – поделиться с вами, уважаемые соратники, своими мыслями? Вопрос в заголовке этой статьи «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ НАС, ТАТАР НИЖЕГОРОДЧИНЫ?»
Я в заключение отвечу на него совсем кратко, но твёрдо и с надеждой на вас: тревожные итоги переписи говорят о том, что каждый из нас призван осознать себя сыном (или дочерью) великого народа не только с многовековой историей… но и с прекрасным будущим. А это зависит только от нас, от инициативы и неравнодушия каждого! От наших дел.
Пусть же у каждого из нас будет самосознание, как у великого Габдуллы Тукая, который писал в стихотворении «К народу» («Милләтә»):
Мысли все и днём ночью о тебе, народ родной!
Я здоров, когда здоров ты, болен ты — и я больной.
Ты священен, уважаем, от тебя не откажусь,
Если даже все богатства мир положит предо мной.
Бар уем кичен-көндезен сезнең хакта, милләтем;
Саулыгың — минем саулык, авыруың — минем авыруым.
Син каршымда бар нәрсәдән дә изге һәм хөрмәтле;
Дөнья бирсәләр дә сатмам милләт, миллиятемне.