На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Наш выдающийся земляк - Хусаин Фаизханов

Хусаин Фаизханов (1828 –1866)
Имя Хусаина Фаизханова известно далеко за пределами его родного селения, а его вклад в развитие общероссийской науки и культуры ныне признают ведущие ученые страны.

Хусаин Фаизханов родился в 1828 году в деревне Сафажай (Сабачай) бывшей Курмышской волости Симбирской губернии (ныне деревня Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области). Начальное образование он получил в деревне. Затем будущий ученый приехал в Казань, где сначала обучался в медресе 2-й Казанской мечети у Мухамад ар-Рахима Таканиши. Затем брал уроки у имам-хатиба, мударриса 6-й Казанской мечети Мухаррама ал-Менгари.



Хусаин Фаизханов получил прекрасное образование, блестяще владел несколькими восточными языками, преподавал востоковедение и языки в Санкт-Петербургском университете в 60-е гг. XIX века. 4 ноября 1857 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа кн. Щербатов в письме к министру народного просвещения сообщает: «...о допущении татарина муллы Хусаина Фаизханова, Казанского уроженца, к практическим занятиям в Санкт-Петербургском университете восточных языков, объяснив, что Фаизханов известен факультету своми занятиями, и зная не только турецкий и тарский языки, но также арабский и персидский, свободно владеющий русским языком, вполне обладает необходимыми для сего знаниями и совершенною способностью к педагогическим занятиям...». Два года длилась эта бумажная волокита.

Только после настоятельного обращения студентов в «верха» в 1858 году Фаизханов получает возможность преподавать тюркские языки (татарский, турецкий) без жалованья и 27 ноября 1958 года ректор сообщает декану о разрешении министра принять Фаизханова на работу. Он также преподает арабский язык. 15 января 1858 года профессор А.О. Мухлинский докладывает на факультете о программе занятий Х.Фаизханова со студентами. При этом предпологалась, что Х.Фаизханов «будет занимать слушателей переводами с русского на турецко-татарский язык русской истории профессора Устрялова и упражнениями в турецко-татарских разговорах».

Все это показывает, что Х.Фаизханов был способным ориенталистом, знающим в том числе и множество языков. Русские востоковеды высоко ценили Фаизханова как ученого. Увидела свет лишь одна монография ученого — «Краткая грамматика татарского языка», изданная литографическим способом в1862 году.

Он собрал много материала по истории татар и тюрок вообще, но не успел его опубликовать. Его мысли были обращены и в сторону просветительской деятельности в татарской среде. Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учености. Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана (также неопубликованная) работа под названием «Ислах ал-мадарис» («Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке - мусульманской юриспруденции и арабской филологии.

Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения («новометодных мектебе»).

Сохранились сведения о том, что он помогал по-новому организовать деятельность медресе в Овечьем Овраге и в своем родном Сафаджае.

Сил на эту деятельность у Фаизханова было немного. Дело в том, что еще в 1857 году, живя в сыром и туманном Петербурге, Фаизханов заболел туберкулезом. А в 1866 году во время командировки в киргизские степи для изучения быта проживающих там народов умер.

В заключение рассуждений о Фаизханове позволим себе привести слова о нем Шихабуддина Марджани, великого учителя Хусаина Фаизханова, пережившего своего ученика более чем на 20 лет. «Хусаин б. Фаизхан был человеком благонравным, чистосердечным, ясновидящим, благих намерений, проницательным, праведным, тонким и глубоким исследователем и мыслителем, сочинителем прекрасных произведений и множества лекций. Он постоянно занимался, изучая работы других ученых, и многое почерпнул у них, хорошо знал хронику событий, мировую историю, обстоятельства жизни правителей и был знатоком фикха и основ веры».

Идеи Фаизхани, развитые Марджани, Гаспринским другими лидерами российских мусульман, несмотря на попытки забвения в годы Советского режима, вновь вошли в плоть и кровь сегодняшнего мусульманского сообщества.

К сожалению, до сих пор большая часть трудов Фаизхани осталась в рукописях, многие из них были только недавно обнаружены и находятся в библиотеках Казани. Сейчас ведется работа по научному изданию трудов ученого и монографии, посвященной его личности и деяниям.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!