В одном из предыдущих номеров мы опубликовали отрывок из
сочинения Мусы Бигиева «Ислахат асаслары» (Основы реформ), посвященный первому
съезду мусульман России в 1905 году. Этот труд является основным источником по
истории общественнополитического движения мусульман России, а его автор — одним
из самых известных татарских богословов начала прошлого века.
Муса Джарулла Бигиев — теолог, общественный деятель, один
из лидеров татарского национального движения, сыгравший важную роль в
становлении и возрождении духовной культуры татарского народа. Родился в 1875
году в РостовенаДону; рано лишившись отца, воспитывался матерью вместе со
своим братом Захиром — будущим основоположником татарской прозы. Учился в
Ростовском реальном училище, позже в Приозерном (Куль буе) медресе в Казани,
затем обучался у религиозных наставников в Бухаре. После неудавшейся попытки
получить светское образование в Ростове едет в Стамбул, где по совету своего
соотечественника, известного татарского писателя Муса АкъегетЗадэ решил
продолжить религиозное образование. Бигиев отправляется в Каирский университет
альАзхар, берет уроки по религии у различных преподавателей, в том числе
посещает занятия известного религиозного реформатора Мухаммада Абдо; занимается
в основном самостоятельно в библиотеках Каира. Позже два года обучается в Мекке
и Медине, в Индии. Вернувшись в Каир, занимается научными исследованиями. Здесь
пишет работу «Тарих алКуран валмасахиф» (История Корана и его списков),
которая в 1904 году публикуется в каирском журнале «АльМанар», а через год в
Казани выходит отдельной книгой.
После долгих странствий Муса Джарулла возвращается на
родину. Он активно включается в общественнополитическую жизнь: выступает одним
из организаторов I Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в 1905 году
на борту парохода «Густав Струве» в Нижнем Новгороде, участвует в составлении
программы и устава партии «Иттифак алмуслимин». Его либеральные воззрения
включали не только новое в религии и образовании, но и взгляды на реформу
политической системы России. Он выступает на всех съездах, ведет их
стенографические отчеты. Впоследствии, в 1917 году, наряду с некоторыми
документами общественнополитической жизни татар того времени, издает их
отдельной книгой «Ислахат асаслары». В Петербурге совместно с Абдаррашидом
Ибрахимом Бигиев участвует в издании газет «Тилмиз» (Ученик) на арабском языке и
«Ульфат» (Согласие) и выступает на их страницах с большим количеством статей.
Бигиев, вслед за религиозными учеными — приверженцами
раннего Ислама, признавал все четыре религиозноправовые школы суннизма, не
отдавая приоритет ни одной из них, в отличие от первых татарских религиозных
реформаторов (А. Курсави, А. УтызИмяни и Ш. Марджани), выделявших ханафитский
мазхаб. В своих теологических воззрениях он пошел дальше реформаторов, предлагая
совместить знания Корана, хадисов, всего лучшего из правовых школ с современным
знанием, выступая против изучения в медресе калама —
спекулятивной теологии.
Уделяя большое внимание общественной деятельности, Бигиев
не забывает о научной работе. В это время выходят его многочисленные труды,
посвященные религии и философии. Среди них «Озын коннэрдэ руза» (Пост в длинные
дни, 1912), «Каваид фикхия» (Установления фикха, 1912) и вызвавшая большой
резонанс среди мусульманской общественности книга «Рахмат илахия бурханлары»
(Доказательства божьей милости, 1911). Поднятая в «Рахмат илахия» идея о том,
что милость Аллаха объемлет всех людей, независимо от их религиозной
принадлежности, противоречила основополагающим принципам ортодоксального Ислама,
тем не менее была не нова в истории религий — как в Исламе, так и в
христианстве. Идеи Бигиева получают резонанс на Ближнем и Среднем Востоке.
После Октябрьской революции Бигиев не уехал из России, хотя
и не принял советскую власть. Он продолжает жить в Петербурге, считая, что будет
нужен своему народу, и надеясь на сотрудничество с новой властью, но не получив
особой поддержки, перебивается случайными заработками. Известно, что в это время
он встречался с Лениным. В 1926 году он участвует в работе Всемирного
мусульманского конгресса в Мекке. Бигиев, получивший признание в мусульманском
мире как религиозный ученый, у себя на родине не имеет достаточного внимания.
Таким образом, материальные трудности, атмосфера непонимания, фактической
травли, арест, который был неминуем, вынудили его бежать из страны. Афганистан,
Индия, Египет, Иран, Финляндия, Германия, Япония, Китай, Ява, Суматра — страны,
в которых с 1930го по 1949 год жил и работал ученый. Последний год жизни он
провел в приюте для пожилых людей в Каире, где и умер в 1949 году.
Остановимся подробнее на одной из проблем, вызвавшей в свое
время наибольший резонанс, — проблеме божественной милости. Ей посвящена, в
частности, книга Бигиева «Рахмат илахия бурханлары». Муса Джарулла считает, что
все люди, независимо от их религиозной принадлежности, в конечном счете попадут
в рай. В доказательство своей точки зрения он приводит аяты и хадисы. Автор
считает, что если он сможет обосновать свою точку зрения, то «это только украсит
лик Ислама; ценность и преимущество Ислама над другими религиями возрастут; вера
Ислама очистится от основанных на гордыне убеждений в том, что «спасение только
мне!»; истинность Ислама будет основана не на страхе перед адом, а на доводах,
выраженных в Коране божественным словом».
Приведем некоторые доказательства Бигиева. Автор отмечает,
что в Коране повторяются слова о том, что Аллах «простит, кого пожелает, и
накажет, кого пожелает» (например, Коран, 2:284; 48:14). Следовательно, люди не
могут безапелляционно выносить решения о других людях, «отправляя» их кого в
рай, а кого в ад.
Аллах говорит: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а
Моя милость объемлет всякую вещь» (Коран, 7:156), «Огонь будет вашей обителью, в
которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе» (Коран, 6:128),
«Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо
Он —
Прощающий, Милосердный» (Коран, 39:53). Это аяты, наиболее ясно и прямо
говорящие о милости Аллаха. Кроме этого, Бигиев указывает на некоторые косвенные
доводы: «Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто
на земле» (Коран, 42:5), то есть ангелы не разделяют людей, а просят за всех.
Иисус говорит, обращаясь к Аллаху: «Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они
— Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты —
Могущественный, мудрый» (Коран, 5:117), то есть Иисус допускает возможность
прощения. Это только некоторые аяты, приводимые Бигиевым в доказательство своих
убеждений.
В заключение можно вспомнить следующий хадис. Однажды
посланник Аллаха увидел, как женщина нашла среди пленных своего ребенка, прижала
его к себе и начала кормить. Он сказал: «Аллах более сострадателен к своему
рабу, чем эта женщина к собственному ребенку».
Подробнее по теме — Бигиев М.
Избранные труды. В двух
томах.
Т. 1. — Казань: Татар. кн. издво,
2005. — 336 с.
И. Гимадеев