Жизнь муфтия Оренбургского Магометанского Духовного
собрания (ОМДС) Габдулвахида Сулейманова (1786–1862)
прошла в судьбоносные моменты мировой и российской
истории. Он родился в эпоху regime ancienne (старо-го
режима), когда средневековые монархические режимы
правили Европой, и дожил до той поры Нового времени,
когда либеральные конституционные режимы победили.
Европа пережила Великую Французскую революцию,
Наполеоновские войны, индустриальную революцию и
«весну наций» 1848 года. За это время Россия
превратилась из империи дворян-гвардейцев в страну,
которой управляли десятки тысяч чиновников. От
просветителей, перелицовывавших европейские теории,
Россия поднялась до уровня своих великих мыслителей:
Сперанского, декабристов, Чаадаева, Аксаковых,
Киреевского, Герцена. Для татар это было время А.
Курсави и А. Утыз-Имяни, Ш. Марджани и Х. Фаизхани,
заложивших основы идентичности российских
мусульман-татар.
До сих пор трудно определить место его рождения,
ведь, к сожалению, метрические книги не сохранились.
Поэтому остается открытым вопрос: родился ли он в
ауле Ырбишче (Рыбушкино) Нижегородской губернии или
в ауле Абсалямово Стерлитамакского уезда
Оренбургской губернии. Этот регион исторически
входил в поло-су расселения мишар, принявшуюя от Оки
до Агидели (Белой). Отец Габдулвахида Сулеймана б.
Салюка родился на Нижегородчине, был имамом на
родине, в ауле Ура ныне Балтасинского района
Татарстана и под Стерлитамаком. Эти передвижения
наложили отпечаток и на жизнь Габдулвахида: он
учился в нескольких медресе. Какое-то время он, по
косвенным данным, провел в медресе Каргалы у
мударриса Габдуррахмана б. Мухаммадшарифа
аль-Кирмани (1743–1826).
Каргалинские
медресе во второй половине XVIII — первой трети XIX
вв. были крупнейшим комплексом профессионального
религиозного образования у татар. Они были
исламскими учебными заведениями среднеазиатского
типа, прежде всего из-за концентрации буржуазии на
рынках Туркестана. Габдуррахман б. Мухаммадшариф
вместе с первым муфтием ОМДС Мухаммеджаном
Хусаиновым был учеником Мухаммада б. Гали
ад-Дагестани. Он был, в свою очередь, мударрисом у
муфтия Габдессаляма Габдрахимова, мударриса медресе
при Голубой (4-й) мечети Казани Габденнасыра б. Рахманкола ал-Джабали, мударриса медресе Кышкар
Фаяза б. Габдельгазиза аль-Кенери, мударриса медресе
«Губайдия» Губайдуллы б. Ишкуата, мударриса медресе
Тайсуганово Габденнасыра б. Габдеррахима аль-Улькаши,
основателя и мударриса медресе в Стерлибаше шейха
Нигматуллу б. Биктимера (Тукаева) и ишана Хабибуллы
б. Хусаина ал-Ури (Оруви) из Заказанья. Последний
сыграл выдающую роль в формировании суфизма на
Нижегородчине.
Габдулвахид-хазрату удалось застать первое
стабильное поколение улемов и мударрисов, но
ключевые посты были уже заняты, а должность
сельского имама и мударриса его мало прельщала.
Поэтому он уезжает в Петербург, где вначале
занимается торговой деятельностью. Через некоторое
время, с 1822 года, Сулейманов становится
гражданским имам-хатибом г. Санкт-Петербурга. Он
обладал талантом нахождения общего языка с
представителями властей. Особую роль здесь сыграл
великий князь Михаил Павлович, младший из сыновей
императора Павла I, обладавший очень большим
влиянием. Он курировал систему военно-учебных
заведений. Николай I и Михаил Павлович уделяли
большое внимание религиозному воспитанию
мусульман-военнослужащих. В крупнейших городах
Волго-Уральского региона существовали должности
военных ахунов, имамы были назначены в ряд основных
военно-морских портов, прежде всего в Кронштадт и
Севастополь, на казенный счет содержались мечети при
Казанском пороховом и Ижевском оружейном заводах. С
1850 года была создана должность главного ахуна
башкирско-мещеряцкого войска в лице имама мечети
Караван-Сарая в Оренбурге.
Постепенно Сулейманов занимает посты преподавателя
мусульманского вероучения во все большем количестве
мест: с 1828 года — преподаватель мусульманского
вероучения воспитанников Кавказского полуэскадрона (им-ператорского
конвоя), с 1835-го —Царскосельского кадетского
корпуса. За эту деятельность в 1832 году Г.
Сулейманов и его сын Шарафутдин получили титул
тархана. Г. Сулейманов постоянно привлекался и
другими государственными ведомствами: в 1826 году —
правительством для переговоров с казахскими ханами
Большого и Среднего жузов и состоял внештатным
переводчиком Департамента духовных дел иностранных
исповеданий (ДДДИИ) Министерства внутренних дел.
Поэтому не случайно, что после смерти муфтия г.
Габдрахимова Г. Сулейманов в июне 1840 года указом
Николая I назначен муфтием, председателем ОМДС.
Новый муфтий разработал несколько проектов по
реформированию ОМДС, но власти предпочли оставить
не-плохо работающую систему без изменений. Муфтий не
обладал единоличной властью, и решения принимались
большинством голосов в коллегии из четырех человек,
состоявшей из муфтия и трех членов заседателей в
суде — казыев. Они избирались из числа имамов только
Казанской губернии в здании Казанской Татарской
Ратуши и во многом проводили политику этого
олигархического органа татарской буржуазии. Г.
Сулейманов стремился ограничить полномочия казыев, в
частности, допустив к выборам имамов из других
губерний. Муфтий стремился придать ОМДС статус
губернского учреждения, тем самым выведя его из-под
весьма обременительного контроля оренбургского
губернатора. В 1841 году Г. Сулейманов разработал и
издал «Правила семейно-брачных отношений», ставшие
одним из первых примеров умелого синтеза норм
шариатского брачно-семейного права и российского
законодательства.
Муфтий был сторонником преподавания светских
предметов в мусульманских учебных заведениях. С 1836
года мусульмане могли поступать только на
медицинский факультет Казанского университета после
окончания I Казанской гимназии, если они были
уроженцами Оренбургской губернии. По неполным данным
в 1834–1865 гг. Первую Казанскую гимназию закончило
22 мусульманина, в Казанском университете в
1840–1860 гг. обучался 31 мусульманин. По положению
Комитета Министров 1843 года в I Казанскую гимназию
с 1836 года было направлено 20 мусульман
Оренбургской губернии. Расходы на их содержание в
размере 535 руб. были приняты на счет
Государственного казначейства. Муфтий сам был
автором брошюры о полезных свойствах лекарственных
растений, перепечатанной в начале 1990-х в журнале «Мирас».
Сулейманов был первым из муфтиев ОМДС, владевших
русским языком, он выписывал русские и турецкие
книги и газеты. Он был известен своим милосердием, и
поэтому с 1856 года был назначен директором
Оренбургского губернского попечительского комитета о
тюрьмах. Муфтий Сулейманов сделал многое не только
для укрепления религиозных устоев российской уммы,
но и для ее интеграции в российские реалии. Таким он
останется в нашей памяти…
А.
Ю. Хабутдинов, д.и.н.