На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Без дня вчерашнего нет дня сегодняшнего

Среди татарских политиков были два историка, обладавших прекрасным пониманием важности знания истории в их ремесле, — Юсуф Акчура и Хади Атласи. Они были одногодками, но их происхождение, жизненный опыт и образование имели мало общего. Однако они были едины в понимании необходимости эволюционного развития России и единства российских мусульман. В августе 1906 года в Нижнем Новгороде на III Всероссийском мусульманском съезде в своих выступлениях они четко определили векторы развития российских мусульман.

В 1899–1904 гг. Акчура учился в Свободной школе политических наук в Париже. Здесь он слушал лекции великих ученых: А. Бергсона, А. Сореля, Э. Дюркгейма, Ш. Сеньобоса, Г. Тарда. На него наибольшее впечатление произвела концепция Э. Бутми, который был противником Французской революции 1789 года и ее террора и сторонником английской «молчаливой революции» 1688 года, приведшей буржуазию к власти путем бескровного переворота.

В 1904 году после возвращения в Россию он первым из российских мусульман оценил суть происходящего. Теория Бутми выкристаллизовалась в статье «О революции в России» (сентябрь 1905 года). Корни этой революции Акчура видит в истории России, где всевластие принадлежало царю, а затем перешло в руки бюрократии. В России, по его мнению, полностью сохранились порядки времен Золотой Орды, только московский царь заменил хана в Сарае. Однако бесправие простых людей сохранилось. В революции Акчура видел двойственный конфликт: и межнациональный, и противостояние крестьянства и рабочего класса с имущим классом. К сожалению, прогноз Акчуры оправдался в 1917 году. Правда, его теорию двойственного конфликта приписали английскому ученому Сеттону­Ватсону.

В 1904 году во время пребывания в родном ауле Зюя Баш, Ю. Акчура написал работу «Три политические системы (основы)» («Уч тарз­и сеясят»). Здесь Ю. Акчура выдвинул идею о плодотворности идеи только тюркского расового единства, как единства истории, языка, культуры и в большинстве своем — религии Ислама. В 1912 году Акчура писал, что «в современном тюркском мире возникает новая социальная сила — буржуазия (средний класс). Богатый средний класс крупных торговцев, промышленников и владельцев шахт в Баку, Оренбурге и Казани служит здесь примером».

В 1904–1908 гг. Акчура преподавал историю тюркского мира и политическую историю в казанском медресе «Мухаммадия». В апреле 1905 года на заседании «Улама жэмгыяте» («Общества улемов») при Оренбургском Магометанском духовном собрании (ОМДС) Акчура отметил необходимость контроля со стороны собрания за деятельностью мечетей, мектебов и медресе. С осени 1905 года он являлся лидером казанского бюро «Иттифака». В феврале 1906 года Акчура от имени II Всероссийского мусульманского съезда заключил соглашение с ЦК партии кадетов о едином блоке на выборах в I Госдуму. 26 апреля 1906 года он первым из российских мусульман был избран членом ЦК партии кадетов.

Опыт Атласи был значительно скромнее. Ахметхади б. Мифтахутдин Атласи (Атласов Хади, 1876–1938) — историк, педагог, религиозный и общественный деятель. Родился в семье муллы в д. Нижнее Чеке Буинского уезда Симбирской губернии. Учился в медресе мударриса Нургали Буави в Буинске, которое окончил в 1894 году, и на педагогических курсах в Каргале в 1898 году. В 1898–1903 гг. Атласи был хальфой в медресе в Буинске, а в 1903–1909 гг. — имамом и мударрисом медресе в деревне Альмет Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне г. Альметьевск Татарстана). Любопытно, что Акчура и Атласи были мишарами и уроженцами одной Симбирской губернии.

В 1906 году на III Всероссийском мусульманском съезде отец джадидизма Исмаил Гаспринский и Акчура назвали основными ориентирами объединение всех мусульман России вокруг органа религиозной автономии, а не партийной программы. Гаспринский предложил кандидатуру Акчуры на должность заместителя муфтия по юридическим вопросам. На съезде Акчура призвал к единству всех мусульман, требовал создания единой партии как единственного способа защиты политических интересов мусульман.

Атласи был участником III Всероссийского мусульманского съезда от тангчылар — молодых татарских аграрных социалистов. Однако на съезде Атласи солидаризировался с либеральной позицией И. Гаспринского: «Давайте распространим вначале среди неграмотной, необразованной нации науки, ознакомим ее с политической литературой, дадим детям знания, необходимые для современности. Затем будем спорить по политическим вопросам. Опять повторяю, давайте сосредоточимся на этом съезде только на вопросах просвещения и издательства». При обсуждении вопроса религиозного устройства Атласи выступил за создание института единого общероссийского муфтия, ссылаясь на слова Ш. Марджани: «В Исламе не должно быть двух лидеров (раис). Если лидеров будет больше, то настанет раскол».

Уже в дни революции у обоих начались и конфликты с властями. Акчура в Казани был просто арестован в дни выборов и не допущен в Госдуму. Атласи был избран во II Госдуму от Самарской губернии. Он был членом «Мусульман хезмэт таифэсе» (Мусульманской трудовой группы), близкой к тангчылар, участвовал в издании газеты «Дума». В 1906 году Атласи выпустил брошюру «Яна низам вэ голямаларымыз» («Новый закон и наши улемы». — Оренбург, 1906), где выступил за отмену Правил Министерства народного просвещения от 31 марта 1906 года «О печатании учебных книг и пособий в русской и национальной транскрипции» и национальной политики правительства в целом, как политики русификации.

В 1909 году за это он был осужден, провел в заключении три месяца и был лишен указа на звание муллы. До отъезда в августе 1908 года из Казани в Стамбул Акчура выпустил книгу «Юченче июнь вакыйгаи мюэсэффэсе» («В связи событиями третьего июня». — Оренбург, 1907), где оценил роспуск II Госдумы 3 июня 1907 года как государственный переворот, нарушающий движение России по пути европейских государств. В итоге народ в России не мог участвовать в издании законов и управлении государством, и утверждение о конституционном характере российской монархии являлось фикцией.

После вынужденного отхода от политики оба моих героя вначале сосредоточились на публицистике. В 1911 году в Стамбуле Акчура стал редактором журнала «Тюрк йорду» («Тюркский мир»). Именно в нем Акчура и азербайджанец Ахмед Агаев впервые сравнили процесс создания нации мусульманами России с созданием германской и итальянской наций. По этой теории, вся элита общества — буржуазия, богословы, писатели, редакторы — объединилась во имя создания наций по образцу французской нации, рожденной революцией 1789 года. После освобождения Атласи сотрудничал с казанскими и оренбургскими изданиями.

Немного позднее оба сосредоточились на исторических исследованиях. В 1915 году Акчура под влиянием труда Леона Каэна «Введение в историю Азии» он разработал новую периодизацию тюркской истории. По сравнению с теорией Ш. Марджани, внимание концентрируется на истории единства тюркских народов (тюркской расы), которое существовало в доисламскую эпоху Тюркских каганатов. Вторым периодом тюркского единства является история империи Чингисхана. В качестве «священной Родины» Акчура провозглашает мифическую прародину всех тюрок — страну Туран.

В эти годы во введении к «Себер тарихы» («История Сибири» — Казань, 1911) Атласи призывал к прогрессу татарской нации на пути иджтихада («религиозного старания») и к ее единству. Методологической основой для «Казан ханлыгы» («Казанское ханство». — Казань, 1914) послужил труд Ш. Марджани «Мустафад ал­ахбар». Идеи единства мусульман под властью полновластного лидера, национальной автономии, борьбы против ассимиляции и неверие в роль элиты, зачастую стремящейся к компромиссу с российскими властями за счет народа, во многом сформировали основные тезисы «Казанского ханства». Описывая последние дни ханской Казани, Атласи утверждает, что сами казанцы были причиной поражения, так как наносили вред своей религии и нации, откровенно продавая их. По словам Атласи, «этот обычай остался в наследство и современным татарам». Атласи критикует татарских ханов и турецких султанов за отстранение от непосредственного управления государством. Наоборот, в государственнической политике московских князей и преданности русского народа своим правителям он видит образец для подражания. Труд Атласи стал высшей точкой традиции изучения тюрко­татарской государственности в 1900­е–1910­е годы. Любовь к своему йорту­дому в лице Казани, необходимость сознательной защиты Родины также стали доминантами трудов Атласи. Он, вслед за Г. Тукаем, вводит образ Сюембике как матери нации («Сюембике». — Казань, 1914).

После 1908 года Акчура сосредоточил свою деятельность на Турции. Там он стал профессором Стамбульского и Анкарского университетов, в 1931 году возглавил Турецкое историческое общество, являлся советником президента Турции Ататюрка по вопросам культуры и науки.

Жизнь Атласи на Родине была намного трагичнее. На II Всероссийском мусульманском съезде в 1917 году он был избран членом Комиссии по выработке основ национально­культурной автономии мусульман тюрко­татар Внутренней России и Сибири. Атласи понимал, что политика большевиков несовместима с реальной автономией нации, поэтому сосредоточился на преподавательской деятельности. Несмотря на аресты, в 1920­е годы он работал в школах Бугульминского кантона, способствовал становлению там национального образования, безуспешно пытался создать в Бугульме медресе или курсы имамов. В 1929 году Атласи был сослан на Соловки, освобожден в 1933­м, продолжил преподавание в Казани, но был вторично арестован в 1936 году и расстрелян.

А. Ю. Хабутдинов
проф., д. и. н.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!