На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Исмагил бей Гапринский — отец нации российских мусульман

В истории человечества найдется не так много личностей, изменивших историю своего народа и своей эпохи. Одной из них, безусловно, является Исмагил бей Гаспринский. Впрочем, уже его младшие современники, начиная с 1893 года, и особенно на рубеже XIX–XX веков, достаточно высоко ценили его, называя «бабай» — отцом­создателем тюрко­татарской нации, которая объединила мусульман России.

В годы своей молодости во время пребывания в Западной Европе он проникся необходимостью эволюции российских мусульман. В качестве примера И. Гаспринский приводил Англию, Францию, Германию и Японию. Основным способом изменения сознания мусульман И. Гаспринский считал развитие знаний и просвещения.

Культурная ориентация на Европу не обозначала отказа от гражданской лояльности российскому государству, а только дополняла ее. И. Гаспринский стремился к сотрудничеству с государством на пути прогресса, активно выступал за все меры по модернизации российского общества, повышение его благосостояния, уровня культуры и образования. Реформатор рассматривал российскую реформу образования и создание государственной школы для мусульман как неизбежный шаг в эволюции государства, стремился включить джадидистское мектебе в российскую систему образования. Национальная элита, по И. Гаспринскому, в лице учителей, офицеров, редакторов, чиновников, ученых и торговцев, наряду с мусульманским духовеным должна была получить и русское образование.

Реформатор проявлял корректность и по отношению к православной церкви. В 1900 году в журнале «Церковный вестник было дано разъяснение, что представители других религий не обязаны снимать шапки перед православными процессиями. Однако
И. Гаспринский считал, что «выражение такого уважения обязательно по законам общежития и доброго согражданства». Впрочем, он напоминал при этом, что «каждому свято свое».

По возвращении из Европы в Крым в 1878 году в статье «Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения» И. Гаспринский сформулировал и свои основные теоретические постулаты об отношении мусульман России к русской государственности и основным направлениям реформ в мусульманском обществе. Автор отмечал, что мусульмане России практически не имеют никакого отношения к общественной и культурной жизни русских. Основной целью национальной политики
И. Гаспринский провозгласил равенство и уважение к правам наций. Далее он остановился на культурном развитии мусульман России. Образ жизни мусульман в сфере культурного развития не изменился со времен независимых ханств. Наоборот, в медресе были утрачены основы научных дисциплин, которые были заменены схоластикой. Абсолютно не изменился образ жизни основной ячейки общества — традиционной общины. По утверждению И. Гаспринского, «всякая такая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма».

В своей общенациональной деятельности И. Гаспринский вначале сосредоточился на установлении контактов с мусульманской элитой различных регионов России и создании на местах показательных мектебов — центров обучения новому методу. Один из них он организовал на Нижегородской ярмарке в 1884 году. И. Гаспринский поставил целью выведение мировоззрения мусульман за рамки традиционной общины, ее верований и стереотипов, в мир современной цивилизации. Основным источником информации здесь выступал журнал «Тарджеман», издаваемый с 1883 года. К 1893 году
И. Гаспринскому удалось обеспечить себе поддержку среди уммы, буржуазии и интеллигенции основных экономических и культурных центров татар в Волго­Уральском регионе.

И. Гаспринский всегда выступал сторонником увеличения числа мусульманских газет в России. Он сумел превратить редактора в фигуру общенационального масштаба. По мнению джадидистов, если Ш. Марджани вернул татарам прошлое, то И. Гаспринский создал их настоящее. Неслучайно его называли «отцом нации», то есть отцом­основателем, воплощающим архетип мудрого и справедливого отца. Многочисленные отклики на смерть И. Гаспринского отражают именно феномен нации, потерявшей своего отца. Ф. Карими прямо называет его духовным отцом 20–30 миллионов тюрок.

Татарское реформаторское движение, связанное с именами Ш. Марджани, Х. Фаизхани и К. Насыри, ясно свидетельствовало о потенциале татарского общества и ориентации его элиты на развитие в рамках мировой цивилизации. С 1870­х с формированием национальной идеологии и усилением противостояния православному миссионерству появляется и первое чисто европеизаторское движение мусульман России.

И. Гаспринский и его соратники выдвигают концепцию национально­культурной автономии, при которой каждая нация должна являться юридическим лицом, обладать своими экономическими учреждениями (банками, кооперативами и т. д.), автономной системой образования, просветительскими и благотворительными учреждениями, а также политической структурой.

В 1900 году И. Гаспринский констатировал достижение основных целей просветительского этапа джадидизма. В ходе него были созданы новометодные мектебе и медресе, с учебной литературой, издаваемой в ряде новых мусульманских типографий. Сформировался литературный язык мусульман России — тюрки, появилась учебная и художественная литература, созданная на нем. Мусульманская элита России начала в массовом порядке получать русскоязычное образование. В крупнейших городских центрах возникли благотворительные общества, которые служили культурно­просветительскими центрами общин. Таким образом, сформировались институты общенационального светского образования, и вопрос стоял уже об их расширении и повышении уровня просвещения.

Реформы И. Гаспринского привели к возникновению качественно новой группы мусульманской элиты России — национальной светской интеллигенции. И. Гаспринский призывал руководствоваться примером Садри Максуди, который получил мусульманское, русское и европейское образование, встречался для выработки жизненной позиции со Львом Толстым и классиком турецкой литературы Ахмадом Мидхатом. В «Тарджемане» положительно оценивался его первый роман, давалось ему напутствие для поездки на учебу в Париж, а по возвращении в Россию
И. Гаспринский обеспечил его избрание в члены ЦК «Иттифака». Газеты регулярно освещали деятельность С. Максуди в Госдуме, предоставляли ему трибуну для выступлений. Благодаря И. Гаспринскому сформировалась группа общественных деятелей Нового времени, выступившая затем в качестве лидеров общественного движения мусульман России. Мусульманская интеллигенция занимает и нишу учителей джадидистских мектебов и медресе, мугаллимов, работников издательств и типографий, сотрудников печатных изданий.

Гаспринский заложил основы создания национальных автономных органов, прежде всего в сфере просвещения, теоретически сформулировал необходимость создания единой религиозной автономии мусульман России. На всероссийских мусульманских съездах 1905–1906 годов эти идеи встретили одобрение элиты российской уммы. Сегодня во многом эти же векторы движения стоят перед российскими мусульманами.

А.Ю. Хабутдинов, проф., д.и.н.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!