Габдулла
Апанаев (Апанай, 1862–1919) был одним из
выдающихся общественных мусульманских
деятелей Казани и российских мусульман в
начале прошлого века. Имам Габдулла был
прекрасным организатором, педагогом,
оратором, публицистом. Он умел объединять
людей и формулировать сплачивающие их идеи.
Габдулла Апанаев родился в Заказанье — в
селе Сосна Малмыжского уезда Вятской
губернии (ныне Балтасинский район
Татарстана) в семье казанского купца второй
гильдии Абдулкарима Апанаева, занимавшегося
в этом регионе торговлей, но постоянно
проживавшего в Казани. С именем Апанаевых
связана старейшая мечеть Казани (наряду с «альМарджани»).
После смерти строителя мечети Якуба
Султангалиева в 1788 году она стала
финансироваться представителями этого рода,
основанного прапрадедом Габдуллы Исмагилом
Апанаевым.
Габдулла
же стал первым улемом, имамом и мударрисом в
династии. В 1870 году он начинает посещать
занятия в медресе «Марджания». Впоследствии
Габдулла стал зятем Шигабетдина Марджани,
женившись на его младшей дочери Бибихаве. В
1880‑е годы он продолжил образование в
Турции и Египте. Пройдя полный курс медресе,
в 1890 году Габдулла получил указ на
исполнение должности второго муллы
Юнусовской (Сеннобазарной) мечети. В
1895 году знатные люди прихода постарались
перевести Габдуллу на должность имамхатыба
(то есть главы махалли), но власти
заблокировали это решение. Когдато роды
Апанаевых и Юнусовых были в числе виднейших
олигархических кланов татарской Казани. Но к
концу XIX века в условиях упадка рода
Юнусовых Апанаевы получили шанс резко
увеличить свой вес.
Молодой имам приступил к реформе приходского
медресе. Его важнейшим сторонником стал
АхмадХади Максуди — автор классических
работ по догматике («Ибада Исламия») и
шариату («Шариат Хукемнэре»). Максуди был
основным корреспондентом и сотрудником
издания Исмагила Гаспринского в Казани, что
повлияло на вовлечение Апаная в ядро
джадидистского движения сначала в Казани, а
затем и на общероссийском уровне.
Как
представитель рода миллионеров и
благотворителей Габдулла всегда занимался
вопросами помощи неимущим слоям мусульман. В
1902–1907 годы Апанай был председателем
правления Общества пособия бедным
мусульманам г. Казани. Находясь на посту, он
внес в работу общества значительные
изменения. Так, Апанай выступил в качестве
смелого реформатора, сумел привлечь на
пользу обществу закят (милостыню) казанских
мусульман, который по традиции полагалось
давать лишь на нужды конкретных людей. Закят
в статье доходов благотворительного общества
занял первое место. Только в 1917 году
соратник Апаная муфтий Баруди издаст фетву
(разрешительный правовой акт) на направление
закята на нужды верующих, прежде всего в
сфере просвещения.
В годы
российской революции 1905–1907 годов
Габдулла стал одним из основателей
либеральной партии российских мусульман «Иттифак
альмуслимин», принял участие в разработке
ее программы. Уже в начале революции он
принял участие в прошедшем 10–15 апреля
1905 года в Уфе при Оренбургском
магометанском духовном собрании под
председательством муфтия М. Султанова «Улама
жэмгыяте» («Общества улемов»). После
закрытия совещания была создана комиссия по
доработке петиции, в которую также вошел Г. Апанай.
12 мая 1905 года петиция с сопроводительным
письмом муфтия была направлена в МВД.
Г. Апанай
был участником всех трех Всероссийских
мусульманских съездов 1905–1906 годов. На
III Всероссийском мусульманском съезде
1906 года в Нижнем Новгороде он был избран
членом президиума, председателем
образовательной комиссии и членом комиссии
по подготовке программы «Иттифака», а затем
членом ЦК «Иттифака». Здесь он вступил в
дискуссию с молодыми радикалами,
аргументируя свою позицию обычно простым
здравым смыслом. Лидер аграрных социалистов
«тангчылар» писатель Гаяз Исхаки выступил
лишь за избрание имама народом и назначение
на должность учителя при прохождении
соответствующего экзамена в школьной
комиссии. Апанай заявил, что в таком случае
необходим как минимум 2000 учителей, но где
их взять? Ведь правительственные учебные
заведения выпускали по 15–20 учителей в год.
В
состав возглавляемой казанским муллой и
мударрисом Габдуллой Апанаем образовательной
комиссии вошли представители мусульман
Центральной России, ВолгоУральского
региона, Северного Кавказа, Азербайджана,
Крыма, Казахстана и Туркестана, то есть всех
основных мусульманских регионов Российской
империи. Комиссия приняла решение о введении
всеобщего начального образования на родном
языке. В средней школе языком преподавания
становился литературный язык российских
мусульман «тюрки». Автономная мусульманская
система образования была приравнена в правах
к государственной и финансировалась
государством и органами самоуправления —
земствами. Местные общины контролировали
школы. Главным методическим и аналитическим
центром, контролирующим программы и учебную
литературу, становился «Всероссийский Союз
учителей» с его регулярными «Всероссийскими
Съездами учителей». В крупных городах
открывались мужские и женские учительские
институты. Только медресе сохраняли статус
духовных учебных заведений и переходили под
контроль комиссии Духовного собрания.
В
Казани Апанай был избран членом местного
бюро «Иттифака». Он делал все возможное для
развития просвещения, и в октябре 1906 года
вошел в комиссию по открытию учительской
школы в Казани. Ее открытие стало бы
выполнением резолюции нижегородского съезда,
но разрешение не было получено.
Апанай
являлся издателем и редактором газеты «Азат»
(«Свободный», 1906), выходившей в свет под
лозунгом «Счастье в знании, просвещении,
единении и союзе». В передовой статье
первого номера недвусмысленно
характеризуется выбранное изданием
направление: «Верная своему призванию,
газета будет бороться за процветание
свободы, никогда не примирится с угнетением,
бесправием, унижением и отсталостью народа,
будет вести борьбу за предоставление равных
прав всем национальностям». Однако позднее
редактор не согласился с
просоциалдемократической ориентацией
журналистов (Галиаскара Камала, Хусаина
Ямашева, Гафура Кулахметова), и издание было
закрыто.
В
1908 году по административному распоряжению
казанского губернатора Габдулла был
отправлен в ссылку в Вологодскую губернию
вместе с лидерами казанского бюро «Иттифака»
Г. Баруди, С. Галеевым, Г. Казаковым. По
возвращении из ссылки в 1910 году он вновь
оказывается в самом центре общественной
жизни. Апанай избирается гласным городской
думы и там работает сразу в четырех
комиссиях. Помимо этого, много времени
посвящает любимому делу — просветительству.
На
Всероссийском съезде духовенства в июле
1917 года Апанай был избран в Центральное
бюро Всероссийского союза духовенства. В
ноябре 1917 года Милли Идарэ (Национальное
управление — правительство
национальнокультурной автономии) назначило
его мухтасибом Казанской губернии.
Габдуллахазрат от имени духовенства
губернии агитировал за формирование
национальных воинских частей и создание
ИдельУрал Штата как субъекта Российской
Федеративной Республики, провозглашенной
Всероссийским Учредительным собранием. Как и
его былой оппонент Исхаки, Апанай видел в
большевиках наследников черносотенцев и
миссионеров. Он резко протестовал против
узурпации власти большевиками, разгона
Учредительного собрания и национальных
организаций.
Апанай был
расстрелян в качестве заложника 25 июля
1919 года после убийства восставшими
солдатами Татарского запасного батальона
начальника политотдела Центральной
Мусульманской военной коллегии (ЦМВК) Камиля
Якуба. Его обвинили в поддержке
правительства Учредительным собранием —
КомУЧа, в подготовке контрреволюционного
мятежа и (совершенно бездоказательно) в
убийстве лидера мусульманских левых
социалистов Мулланура Вахитова.
Апанаев
всю свою жизнь защищал интересы российских
мусульман, стремился видеть в них
равноправных и образованных граждан своей
Родины. Дело Габдуллы Апаная переживает
новое рождение в новом тысячелетии.