На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Осуществленная мечта

Габдрахман КарамСцена подарила миру множество блистательных кумиров. Их биографии обрастают мифами и легендами. Однако развитие сценического искусства невозможно и без энтузиазма и самоотверженности его скромных, но преданных служителей, бескорыстно выполняющих незаметную черновую работу. Человек, о котором пойдёт речь, никогда не выступал на подмостках, не писал пьес и не ставил спектаклей, его имя мало кому знакомо. Тем не менее его роль в становлении татарского театра трудно переоценить: он служил ему как пропагандист, как переводчик драматических произведений, как организатор и администратор и, наконец, как театральный критик. Это — Габдрахман Карам.

Габдрахман Хабибуллович Рахматуллин, взявший себе впоследствии псевдоним «Карам», родился 25 июня (по старому стилю) 1878 года в Старотатарской слободе Казани в купеческой семье. Детство Габдрахмана не было безоблачным. Вскоре после его рождения скончался отец, а в 1884 году, в возрасте двадцати шести лет, умерла и мать. Шестилетний Габдрахман остался круглым сиротой. Заботу о мальчике взял на себя его дед, Исмагил Губайдуллович Иманкулов. Он принадлежал к числу прогрессивных, по-новому мыслящих предпринимателей, вышедших на историческую арену в конце девятнадцатого века. Так, известно, что к 1897 году он вместе со своим другом и соседом Мухамметзяном Галеевым (отцом Галимджана Баруди и основателем «Мухаммадии») активно участвовал в благоустройстве и расширении Галеевской мечети.

И нет сомнения, что первые знания маленький Габдрахман получил именно в новометодном медресе Галеевых. Дух свободомыслия, стремления к знаниям, царивший в

знаменитой «Мухаммадии», сыграл заметную роль в становлении творческой личности Габдрах-мана Карама.

После окончания медресе Габдрахман продолжает своё образование на литературно-искусствоведческом факультете Стамбульского университета. Там он получил добротное разностороннее образование и стал высококлассным специалистом по восточной и западноевропейской литературам, а также тонким ценителем, знатоком и горячим  поклонником театрального искусства.

Полученные знания он с успехом применил в Казани, куда вернулся в годы первой российской революции и где благодаря широте своих взглядов быстро выдвинулся в первые ряды прогрессивной общественности. Габдрахман Карам активно сотрудничает в первых татарских газетах «Казан мохбире» и «Йолдыз», не жалеет сил для воплощения своей заветной мечты —появления у татар национального театра. Он переводит произведения для сцены рецензирует пьесы первого татарского драматурга Фатиха Халиди «Морат Селимов» и «Махруса ханум». На страницах печати Карам ведёт активную пропаганду этого непривычного и пугающего многих нововведения. В противовес охранителям «исконной мусульманской культуры», утверждавшим, что театр противоречит обычаям и религии татар, Карам доказывал, что, напротив, преодоление национальной ограниченности и приобщение к достижениям мировой цивилизации (одним  из которых является театр) есть естественный и прогрессивный процесс, свойственный всем без исключения народам.

Татарский академический театр им.Г. Камала22 декабря 1906 года его мечта наконец-то осуществилась. В Казани в здании «Нового клуба» состоялось первое официальное театральное представление на татарском языке. Этот день считается днём рождения татарского театра. Были поставлены две турецкие пьесы — «Несчастное дитя» в переводе Галиаскара Камала и «Беда от любви» в переводе Габдрахмана Карама. И уже в тот же день, в газете «Казан мохбире», как отклик на это знаменательное событие, появляется большая статья Габдрахмана Карама «Татарский театр», которая по своему содержанию далеко выходила за рамки простой рецензии. Она печаталась с продолжениями в трёх номерах и не только затрагивала широкий круг актуальных для своего времени вопросов но и поднимала глобальные культурологические проблемы.

С этого времени вся жизнь Карама неразрывно связана с театром. Можно сказать, что в его лице татарский театр обрёл неофициального учителя, своего рода режиссёра и педагога, который оценивал его успехи и неудачи со стороны (и потому более объективно, чем непосредственные создатели спектаклей), который скрупулёзно вникал во всё — в качество переводов, костюмы и декорации, игру актёров, и нена­вязчиво, но целеустремлённо направлял развитие сценического искусства в желаемое русло. Он регулярно на протяжении многих лет рецензирует татарские спектакли на страницах газет. Каждый исполнитель, даже самой маленькой роли, обязательно был отмечен в рецензиях Карама и получал порой строгую, но всегда справедливую и компетентную оценку своего труда.

Развитие литературы и театра требовало не только душевных и умственных затрат, но и материальных. От государства, естественно, поддержки ждать не приходилось, и все культурные начинания финансировались преданными делу прогресса своей нации частными предпринимателями. Для интеллигенции того времени было обычным совмещение творческой и коммерческой деятельности. Летом 1908 года Габдрахман Карам вместе со своим другом Ахметгараем Хасани учредил товарищество на паях «А.-Г.Хасан и К», известное также под названием «Гасыр», которое издавало художественную литературу, учебники, а также торговало писчебумажными и канцелярскими товарами. И хотя это предприятие было сравнительно небольшим, оно имело довольно сильное влияние на культурную жизнь местных мусульман. Г.Карам и А.-Г. Хасани выкупали у авторов рукописи и издавали их за свой счет в одной из типографий (чаще в типографии братьев Каримовых), а затем распространяли эту литературу. Примечательно, что именно этим издательством были отпечатаны лучшие образцы молодой татарской драматургии — пьесы Г. Исхаки, Г. Камала, Ф. Амирхана, а также переводы из русской и зарубежной классики. Известно также, что товарищество выпускало множество учебников для новометодных медресе, которые бесплатно распространялись в селах губернии.

Уже в скором времени Товарищество «А.-Г. Хасани и К» стало центром притяжения  лучших литературных и научных сил города. Идея скорейшей консолидации нации через становление и развитие татарской светской культуры объединила здесь в широкий круг единомышленников: Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Губайдул-лина, Г. Ибрагимова, Г. Кулахметова, братьев Шараф, Г. Рахима, С. Рахманкулова, Н.Хальфина и других представителей молодой татарской интеллигенции.

Летом 1912 года на даче А.-Г. Хасани этот круг творческой молодёжи принял решение об издании на средства предприятия литературно-художественного журнала «Анг» ("Сознание»), который впервые в истории должен был начать систематически и углубленно знакомить мусульман Казани не только с современным, национальным эстетическим процессом, но и с лучшими достижениями мировой цивилизации. Журнал получился добротным и беспрецедентным для тогдашнего мусульманского общества. Он регулярно публиковал новинки литературы, рассказы о шедеврах русской и западноевропейской живописи и скульптуры, пространные театральные обозрения, рецензии, гравюры и репродукции картин, графические копии произведений монументального искусства.

Габдрахман Карам был ближайшим сподвижником Хасани по редакционной работе. В 1913 году (а первый номер журнала вышел в ноябре 1912 года) он занимал должность редактора журнала. Кроме того, он вел постоянную рубрику «Театр и музыка», где, помимо отдельных рецензий, регулярно публиковал аналитические обзоры текущего репертуара труппы «Сайяр».

С первой татарской театральной труппой у Карама к тому времени завязались тесные дружеские отношения. Их сблизили не только общие интересы, но и, если можно так выразиться, «общая крыша» — «Восточный клуб». Этот клуб завоевал популярность и широкое признание у местных татар. Он проводил лекции, диспуты, концерты, ставил спектакли, организовывал различные праздничные мероприятия. Габдрахман Карам, входивший в совет старейшин клуба, многое сделал для его становления, не раз выступал с интересными инициативами, призванными улучшить постановку культурно-просветительского дела в Казани. Карама по праву можно назвать душой этого учреждения, человеком, во многом определявшим содержание его работы.

Татарский академический театр им. Г.КамалаВ 1910 году клуб получил прекрасное здание со сценой и зрительным залом. Думается, что не без участия Карама труппа «Сайяр» с 1911 года была прикреплена к «Восточному клубу» и получила самое современное по тогдашним меркам стационарное помещение. Здесь же разместилась библиотека «Гасыр» с множеством книг на татарском, русском, арабском, тюркских языках, а также с татарской и русской прессой. Эта библиотека, заведовал которой Габдрахман Карам, была местом, где собирались для общения писатели, интеллигенция, молодёжь. Как вспоминал Карам, они после каждого спектакля встречались там с Габдуллой Кариевым и обменивались впечатлениями. О том, что критик принимал самое непосредственное участие в жизни труппы «Сайяр» и пользовался доверием артистов, свидетельствует и такой факт. Летом 1910 года к Караму пришли Габдулла Кариев и Бари Болгарский и сказали, что нашли девушку, очень способную и подающую большие надежды, что есть намерение женить на ней Бари и взять ее в труппу, и попросили у Карама взаймы 25 рублей на свадебные расходы… Подающая надежды юная артистка стала впоследствии звездой татарской сцены Гульсум Болгарской.

Авторитет критика был очень большим. Он буквально жил театром, близко к сердцу принимая все его заботы, ставя на службу любимому делу и свою широкую образованность, и природную наблюдательность, и умение трезво, практично смотреть на вещи.

В первые годы советской  власти критик, воодушевлённый созданием нового, теперь уже государственного театра, много и увлечённо работает. К этому периоду относится большинство его переводов, в том числе знаменитых трагедий Шекспира «Отелло» и «Король Лир», драмы М.Горького «Мещане». В 1921 году Габдрахман Карам переводит на татарский язык теоретический труд русского искусствоведа В. Керженцева «Творческий театр». Он продолжает работать в жанре критики, активно сотрудничает с новыми газетами «Эш», «Татарстан», «Татарстан хэбэрлэре», «Кызыл шэрек яшьлэре».

Со второй половины двадцатых годов имя ведущего театроведа республики навсегда исчезает со страниц газет и журналов. Новая власть не могла простить Габдрахману Караму его купеческого происхождения, родства с Апанаевыми, участия в работе такой «пантюркистской и панисламистской» организации, как «Восточный клуб», сотрудничества с буржуазными «националистическими» газетами «Йолдыз», «Казан мохбире»... В советское время этот блестяще образованный человек работал вахтёром в типографии... Карам умер летом 1947 года от сердечного приступа.

Богатое литературно-критическое наследие Г. Карама, в котором оживают страницы истории татарского сценического искусства, является неоценимым подспорьем для современных театроведов и наверняка  послужит и будущим поколениям.

Айгуль Габаши, искусствовед

По материалам газеты «Татарский мир» №6 2006

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!