На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Союн Садыков: «Мы граждане России, Азербайджан — родина наших предков!»

С корреспондентом нашей газеты Джаннатом Сергеем Маркусом беседует президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России, член Консультативного совета при Правительстве РФ по делам национально-культурных автономий Союн Касумович Садыков.

— Знакомы ли вы с Нижним Новгородом?

— О да, конечно. Еще в те времена, когда он назывался Горьким, я не раз бывал в нем, причем по делам. Мы как строители возвели несколько объектов. Очень переживаю, что, как и многие наши города, после перестройки Нижний получил такие проблемы, как разваливающуюся промышленность, нищету и безработицу населения, жилищный фонд в кризисе… Но сам город все-таки прекрасен своей древней силой: люблю кремль, великие реки Волгу и Оку, исторические памятники. Чудесный город!

И особо рад тому, что азербайджанцы теперь собрали свои силы и организовали Национально-культурную автономию (НКА).

— А вы в этом участвовали?

— Главное сделали активисты из Нижнего Новгорода. К нам приезжали Омаров, Идрисов и Гаджиев — за советом и для налаживания связей. И наше участие выразилось в моральной помощи и юридических консультациях.

В частности, мы говорили о преимуществах формы НКА сравнительно с общественной организацией. Увы, многие наши земляки не понимают этих преимуществ. Закон РФ от 16 июня 1996 года, подписанный Ельциным, позволяет именно НКА полноценно развивать деятельность диаспор и национальных групп одновременно в интересах самих этих групп и всего российского государства. Мне довелось быть одним из разработчиков этого законопроекта вместе с работающим ныне в Нижнем Новгороде Владимиром Юрьевичем Зориным. Я горжусь этой работой, нами был проработан и предложен замечательный и плодотворный социальный институт. Его задача — сохранение и развитие национальных языков, обычаев и культуры в условиях меньшинства. Кроме того, это площадка для предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов. Разве это не полезно и национальным группам, и государству?

А вот общественная организация, по закону, может быть учреждена всего лишь тремя-четырьмя гражданами. Практика показывает, что часто это дает повод или для культа личности лидера, или для односторонних политических спекуляций на национальных вопросах. Но в автономиях это практически исключено, ведь для учреждения требуются 19 человек, принятие единоличных решений невозможно и всё решает совет. Кроме того, согласно Закону 1996 года, органы власти и могут, и даже обязаны работать вместе с автономиями и поддерживать их как морально, так и финансово. Ибо это часть стратегически важной общегосударственной работы.

Значит, в самих основах автономии как структуры заложен противовес возможным искушениям сепаратизма и экстремизма.

— Что значит в современных условиях — развивать Национально-культурные автономии?

— Первое, что стоит отметить: подобные структуры нужны теперь почти во всех странах мира, это ответ на неизбежные процессы глобализации и массовой миграции населения. Особо актуальны они для стран бывшего Советского Союза.

Говоря о жизни азербайджанцев в России, давайте не забывать о русских и русскоязычных в Азербайджане. Там активно заявили о себе и русская община в целом, и общественное объединение «Азери-Славянский мир» во главе с председателем правления Геннадием Михайловичем Гвоздевым. Мы, кстати, поддерживаем с ними плодотворные контакты.

Второе: что значит развивать потенциал НКА? Конечно же, прежде всего — вопрос родного языка! Мы понимаем, что азербайджанец в России обязан владеть русским языком, а если хочет повысить свой образовательный уровень и участвовать в международных контактах, даже просто путешествовать за границу — должен овладеть и английским. Это норма для современного культурного человека и базис для его профессиональной деятельности. Но также важно знание языка наших предков и родственников!

Да, семья, род, родственные связи — святыня для нас. Общение с родственниками и единоплеменниками — неотъемлемые части нашей жизни. Но, представьте себе, в семье родился ребенок, в Москве или на Нижегородчине. Только один из родителей — азербайджанец. Как ребенок будет общаться с бабушками и дедушками, с дядями и братьями-сестрами, особенно когда поедет в Азербайджан? Значит, он должен получить доступ к изучению языка своих предков. А как это сделать?

На самом деле больших сложностей тут нет. Взрослые должны организовать воскресную школу, где два-три часа в группе около десяти человек занимаются азербайджанским языком.

— И применять знания во время поездок на земли предков?

— Нет, не только там. Второе, о чем обязаны заботиться НКА, — это создание национальной общественной среды. Нужно проводить праздники, а это уже массовое действо. Нужно знакомить людей друг с другом, общаться, помогать нуждающимся. Наконец, автономии могут учреждать свои массмедиа: от газет и альманахов до программ на радио и телевидении. Содействовать в техническом обеспечении приема программ азербайджанских каналов в России. Нынешняя техника позволяет творить чудеса.

Главное — не для формальной «галочки», а для каждого нашего ребенка, до каждого молодого человека, до каждой семьи донести ценности нашей традиции. Хочу особо подчеркнуть: азербайджанец имеет свои стойкие вековые обычаи и не должен их забывать, где бы он ни жил. Это уважение к старшим, уважение к женщине. У нас жесткий запрет на матерную ругань — это исключено! Семья и забота о близких — важнее себялюбия и эгоизма. Древний кодекс чести.

— Вы назвали ценности, которые разделяют многие народы. И многие религии. А чувствуют ли азербайджанцы России какие-то проблемы между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами?

— Да, вы правы, говоря об общечеловеческих ценностях. Но ведь не все народы их сохранили и не все прикладывают усилия для их возрождения или поддержания. Горький факт: многие вовсе растеряли и свои национальные особенности и общечеловеческие ценности. Но азербайджанцам не надо их «возрождать» — ведь даже в годы советского атеизма наша жизнь строилась на древних началах рода и религии Ислама. Нам важно в новых условиях и среди новых людей не растерять накопленного.

А насчет шиизма и суннизма — проблем в России теперь нет. Они возникли лишь в начале 1990-х годов, когда резко усилилась миграция азербайджанцев. Представьте себе то время: если раньше, при советской власти, в мечети ходили лишь старики и женщины, то с началом свобод преобладать стали мужчины, во многих местах молодежь. Если раньше в мечетях столицы и центральной России были в основном татары и хутбы, естественно, читались по-татарски, то теперь появилось много мигрантов иных национальностей. Во многих регионах теперь если не большинство, то значимое количество стали представлять именно выходцы из Азербайджана. Значит, надо было менять тактику работы в изменившихся условиях! И она была изменена. Сейчас проблем в этой сфере нет и в большинстве мечетей и в учебных заведениях найдено согласие и баланс интересов. На эти темы в самом начале миграционных изменений я беседовал с шейхом Равилем Гайнутдином, и он, к счастью, понял перемены.

— Давайте уточним статистику. Нередко говорят о цифре в 800 тысяч и даже миллионе азербайджанцев для Москвы…

— Так говорят любители преувеличивать да приукрашивать — по разным мотивам. Но вот какова реальность. Сначала советское время. В 1989 году в РСФСР проживало 300 тысяч азербайджанцев, причем 250 тысяч — в Дагестане, близ Дербента, в непосредственной близости к самому Азербайджану. В Москве нас было не более 50 тысяч. Но с распадом СССР начались невиданные ранее миграционные перемещения. В итоге ныне в России живут около 2 миллионов 300 тысяч азербайджанцев, а в Москве — около 500 тысяч.

— Нижегородские азербайджанцы, как вы знаете, в марте проведут масштабные акции: презентацию своей автономии, своих газет и сайта, торжественный концерт, приуроченный к Наврузу. Сможете ли вы побывать в Нижнем в это время и что бы вы сказали своим единоплеменникам-нижегородцам?

— Скорее всего, в это время я буду в Страсбурге, на международном совещании как раз по делам национально-культурного развития Европы. Так что с удовольствием передам мои поздравления азербайджанцам Нижегородского края через вашу газету.

Я желаю вам успехов — во имя ваших детей и внуков, ради ваших семей и их благополучия!

Для этого — первое: не надо лишь путать Азербайджан и Россию в своем самосознании. Вы теперь в первую очередь — граждане России. И должны трудиться во имя ее процветания в экономике, политике и культуре.

Второе: не надо быть общиной, замкнутой на самой себе. Будьте всегда открытыми. Зовите на все ваши мероприятия гостей, сами ходите в гости, обменивайтесь.

Третье: осознавая, что теперь ваш домашний очаг в России, нельзя, конечно же, терять связей с родиной ваших предков. Одно не исключает другого — но дополняет!

И последнее: общество, в котором мы живем, не должно быть нищим. В нищете невозможны развитие культуры и благополучие всех нас. Желаю вам трудиться над этим день и ночь!

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!