На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 

   :: 11-09-08 Рашид Тангалычев – любимый учитель

Рашид ТангалычевС началом учебного года каждый человек вспоминает свой класс, свою первую учительницу и встречу с друзьями детства, вспоминают добрыми словами своего директора – человека, с которым связаны все школьные годы. Именно с таким человеком мы и хотим вас познакомить. Рашид Халимович Тангалычев, директор гимназии №50 Канавинского района, имеет звание «Директор года», а также является членом совета Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области.   (подробнее... | 6561 байтов еще | Комментировать? | Всего: 0)

 
 
 

   :: 29-08-2008 Орлов Алимжан Мустафинович - выдающийся ученый и общественный деятель

10 октября 1929 года в селе Камкино Сергачского района в крестьянской семье родился замечательный человек, автор многих статей и книг по теме проблем национальных меньшинств, истории наций, нижегородских татар. Более 40 научных публикаций посвятил он этой теме. А также написал такие книги как: «Мещера, мещеряки, мишари», «Нижегородские татары. Этнические корни и исторические судьбы», а также написал книгу о своей родной деревне Камкино «Камкино: история и современность».   (подробнее... | 6194 байтов еще | Всего: 0)

 
 
 

   :: Миллят 10. Ликбез.



ЛИКБЕЗ

    Таухид — единобожие. Принцип таухида является стержневым положением Ислама, т. к. именно вера в Единственность Бога и Его неповторимость — первый и самый главный шаг на пути осознания миссии Пророка Мухаммада и всех других пророков и посланников. Не случайно, что в Мекке во время первых 13 лет проповеди Пророк фактически учил только одному: «Нет божества, кроме Единого Бога». Объяснение сути единобожия можно узнать из такой суры, как «аль-Ихляс» («Очищение веры», сура 112 ). Понятие таухид включает в себя также веру в то, что лишь Аллах обладает самыми Прекрасными именами («аль-Асма аль-хусна»), которые являются Его атрибутами, помогающими творениям осознать величие Бога. Эти имена (например, Милостивый, Милосердный) показывают, что Всевышний Аллах обладает наиболее совершенными качествами. И хотя эти качества описаны теми же словами, которые употребляют по отношению к Его творениям, тем не менее ни одно из творений ни в коей мере не может сравниться с Аллахом ни в милосердии, ни в милости, ни в чемлибо другом.
    Таухид также означает и веру в Единственного Бога как в Творца и Создателя, сотворившего все, что мы знаем и не знаем.
       Вера и положения таухида помогают человеку осознать свое место в мире и, поклоняясь ОдномуЕдинственному Создателю, ибо только Он достоин поклонения, следовать прямым путем.

    Рукья (араб.; тат. «ошкеру») — чтение специальных молитв с целью излечения. Религиозность мусульманских этносов проявляется в т. н. неофициальном, или «народном», Исламе, корни которого лежат в суфизме, способствовавшем сохранению веры в условиях гонений на исламскую религию. Одним из методов излечения от болезней или недомогания в «народном» Исламе является рукья — чтение определенных аятов Корана, содержащих указания для выздоровления, снятия порчи, изгнания джиннов и шайтанов и т. д. Рукья совершается в отношении не только физического тела человека, но и жилища, предметов обихода и одежды, а также воды и изредка соли. Чтение молитв во время рукьи сопровождается выдохами воздуха, сплевыванием, жестами рук.

    Рукья основывается на некоторых хадисах Пророка, которые ранее традиционно изучались при получении исламского образования наряду с философией и теологией. Однако рационалистский подход к религии, влекущий за собой непонимание и непризнание мистицизма, привел к тому, что значительное число современных мусульман, особенно из арабских стран, никогда не обращались к суфизму, полагая, что он является заблуждением.
  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Миллят 10. Новости ДУМНО.




Новости ДУМНО


    Председатель ДУМНО посетил Иран  

    В период с 30 мая по 4 июня состоялся визит делегации Духовного управления мусульман Нижегородской области во главе с председателем Умаром-хазратом Идрисовым в Исламскую Республику Иран для участия в официальных государственных мероприятиях по случаю годовщины смерти лидера исламской революции — Рухоллы Мусави Хомейни, более известного как имам Хомейни.

    В рамках визита нижегородская делегация заслушала торжественное обращение Президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, приняла участие в джума-намазе и присутствовала на хутбе экс-Президента Али Рафсанджани, собравшей тысячи верующих. Кроме того, состоялось посещение мавзолея аятоллы Хомейни, расположенного в специально отведенном месте между столицей — Тегераном — и главным духовным центром республики Кумом (куда зарубежные гости также имели возможность попасть). В присутствии собравшихся почтить память великого лидера революции выступил высший руководитель (рахбар) Ирана аятолла Хаменеи, подчеркнувший особое значение духовного наследия аятоллы Хомейни в деле религиозно-политического возрождения страны. Делегация получила возможность ознакомится с укладом жизни аятоллы Хомейни, посетив его квартиру в Тегеране.

    Также под председательством Мохаммада Хатами была организована научно-богословская конференция, посвященная перспективам развития Ирана в контексте мировых политических процессов, собравшая в своих стенах большое количество высоких гостей, ученых и специалистов. Кроме того, участники мероприятий имели возможность встретиться с внуком аятоллы Хомейни — Хасаном Хомейни.

Визит организован при участии Иранского культурного центра (г. Москва) и посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации, в связи с чем Духовное управление мусульман Нижегородской области направляет в их адрес благодарность и наилучшие пожелания.

    ДУМНО подарило детям праздник

    Традиционно к 1 июня — Дню защиты детей — Отдел благотворительности ДУМНО старается подготовить особые благотворительные акции для воспитанников детских домов. В этом году удалось подарить целый день отдыха 40 ребятам из детского дома села Салганы и для детей из патронатных и многодетных семей Княгининского района в комплексе развлечений «Extrеmе land». В парке ребята катались на велосипедах, лазали по искусственным скалам, ездили верхом на лошадях, в их распоряжение были предоставлены спортивные снаряды, тренажеры и всевозможные аттракционы, тир, футбольное и волейбольное поля. Кроме того, ребята обедали в настоящей полевой кухне.

    «Я хочу поблагодарить организаторов этого незабываемого приключения для наших воспитанников, гостеприимных владельцев комплекса«Extrеmе land» Зухру Алиевну и весь Отдел благотворительности за то, что они никогда не забывают о наших детях, — отмечает Ольга Сивенкова, директор детского приюта села Салганы.

    «То, что большинство ребят просто охрипли из-за того, что выражали восторг во время игры, говорит о многом, — делится своими впечатлениями Наталья Куренкова, главный специалист Управления по образованию администрации Княгининского района. — Я никогда не видела, чтобы эти дети так от души веселились. Мы ехали домой полтора часа, и никто из них не дремал, это был такой шквал эмоций — они всю дорогу делились восторженными впечатлениями. От имени администрации Княгининского района, самих детей и приемных родителей огромное спасибо всем, кто организовал нам этот праздник, а Зухре-ханум и отделу, которым она руководит, — за постоянное внимание и заботу о наших детях».

    ИД «Медина» принял участие во Всероссийской исламской книжной выставке

    Издательский дом «Медина» принял участие в I Всероссийской казанской исламской книжной выставке-ярмарке, прошедшей 12–15 июня в Казани. Издательский дом представил на выставке около 70 наименований книжной продукции по религиозной, культурологической, исторической тематикам.

    Как рассказал генеральный директор ИД «Медина» Ильдар Нуриманов, особым интересом посетителей выставки пользовались книги по ханафитскому фикху из серии «Ханафитское наследие», тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али, серия энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации».

    Важность прошедшей выставки заключалась не только в возможности продемонстрировать свою продукцию, но и в рабочих встречах руководителей различных издательств, считает

    И. Нуриманов. «Подобные встречи ценны информационным обменом, поиском новых форм и рынков сбыта, выработкой консолидированной линии поведения», — отмечает директор ИД «Медина».


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Миллят 10. Нижегородский мусульманин Девлятбей Исмаилов у истоков рождения харьковской исламской общины.




Нижегородский мусульманин
Девлятбей Исмаилов у истоков рождения харьковской исламской общины


    В июне в Интернете появилась статья Рашида Брагина, председателя Харьковской мусульманской общины, печатная версия которой была опубликована в газете «Арраид».

    В статье есть любопытная информация, которая была найдена и изучена автором в местном архиве. Она гласит, что «в канцелярию Харьковского гражданского губернатора в 1861 году поступило прошение от татар-крестьян различных губерний, в котором они уведомляли, что на время приезда на харьковские ярмарки они избрали “для исправления треб по обряду магометанской религии” имамом, или муллой, Девлятбея Исмаилова, крестьянина из деревни Кучки Сергачского уезда Нижегородской губернии». В своем обращении к власти они просили направить их решение для утверждения, как они писали, «куда следует.., за что мы будем молиться».

    Зная, что в 1866 году среди 59 973 жителей Харькова насчитывалось 38 татар, можно предположить, что на момент поступления прошения за пять лет до этого в городе татар было не меньше, а, возможно, и больше. Будучи, как известно, активными торговцами, татары Российской империи оказывались в разных, даже достаточно удаленных от центра районах, в том числе и тех, которые не являлись местами традиционного расселения мусульман. Одному из торгующих нижегородских татар единоверцы оказали большую честь, избрав его имамом.

    Очевидно, что речь идет о жителе нижегородского селения тогда Семеновской волости Сергачского уезда, что на Нижегородчине, — Кочко-Пожарки. Для человека, знающего историю нижегородских татар-мусульман, подобное избрание неудивительно. Дело в том, что татарское село Кочко-Пожарки изначально, с момента образования, имело крепкие мусульманские традиции. В середине XIX века в нем жило более полутора тысяч человек. Первое упоминание о наличии в селе мечети относится еще к 1736 году. В 1790 году в селении действовало две мечети, религиозные потребности мусульман удовлетворяли четыре имама. Известны имена тех мулл, кто исполнял обязанности в начале и первой половине XIX столетия. Среди них — Велит Мушагин, Сейфулла Афяров, Ахмет Велитов, Ярмухамет Ибраев. Очевидно, что знания основ исламского вероучения были переданы торговцу Девлятбею Исмаилову кем-то из этих наставников. По-видимому, в Кочко-Пожарках Девлятбей получил хорошие религиозные знания, если именно его из нескольких десятков купцов избрали для исполнения треб.

    Тогда в Харькове постоянно живших татарских семей не было, поэтому прошение татар об избрании
Д. Исмаилова имамом осталось без утверждения. Тем не менее, осознание необходимости объединения в общину, пусть временную, на период торгов, и заявление о себе, как о религиозной группе происходит именно в 1861 году. Впоследствии харьковская мусульманская община резко возрастет количественно и будет зарегистрирована. В 1906 году харьковские мусульмане возведут мечеть, одну из старейших мечетей на Украине, и откроют ее в канун наступления месяца Рамадан.

    Сегодня харьковские мусульмане завершают восстановление в Харькове самой старой на Украине Соборной мечети, разрушенной в годы советской власти. У истоков рождения харьковской мусульманской общины был нижегородский купец-мусульманин XIX века Девлятбей Исмаилов. Имя его извлечено из архивной пыли и снова зазвучало для нас как момент исторической памяти.

Ольга СЕНЮТКИНА,
доктор исторических наук


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Миллят 10. Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения (продолжение)




Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения

   Продолжение. Начало в № 9 (5)

    Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее — Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское происхождение.


    Шапка ерихонская, или шлем св. Александра Невского.

    Среди популярных у русских царей и аристократов XVII века боевых изголовий, называвшихся «шапками ерихонскими», или «ерихонками», особое место занимает золотая ерихонская шапка царя Михаила Федоровича, которая по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века и является одним из самых известных экспонатов Оружейной палаты. В XIX веке широко распространилась легенда о первоначальной принадлежности этого шлема великому князю Александру Невскому.

    Документы XVII века называют автором ерихонской шапки мастера Никиту Давыдова, работавшего в Оружейной палате в 1613–64 гг. Он свободно владел всеми приемами обработки металла и был при этом мастером-универсалом. Именно он, согласно Приходной книге Казенного приказа 1621 года, «делал» шапку, т. е. смонтировал и декорировал ее, за что и получил царскую награду. Вместе с тем очевидно, что работа Н. Давыдова — только переделка оригинального шлема, граненый купол которого имеет четко выраженное восточное происхождение. Об этом свидетельствует насеченная на нем арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»; в описи Оружейной палаты при переводе надписи на шлеме обойдено слово «Аллах» («…помощи от Бога и скорой победы»). Очевидно, шлем был изначально изготовлен в Османском халифате, о чем говорит также необычайно роскошный декор в виде виртуозно исполненного золотом растительного орнамента, нитей жемчуга и драгоценных камней (всего на шлеме 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов). К переделкам Н. Давыдова можно отнести короны, насеченные золотом на куполе, рельефное, покрытое цветной эмалью изображение Архангела Михаила и золотой крест, укрепленный на навершии шлема и упомянутый в Росписи Походной казны 1654 года (не сохранился). Полной аналогией этого шлема является «ерихонский шишак» конца XVI – начала XVII вв., привезенный из Стамбула русским послом Афанасием Прончищевым, почти всю поверхность которого украшает «кружево» насеченного золотом орнамента и изречений из Корана.

    Хотя искусствоведы считают возможным выводить название шлема «ерихонский» от малоизвестного диалектизма «ерихониться» («важничать»), более реально связать его с Палестиной (городом Иерихоном, араб. Ариха), входившей в XVII веке в состав Османского халифата.

    Сам по себе шлем Александра Невского не является государственной регалией, но именно он помещен над щитом с двуглавым орлом на Большом гep6е Российской империи 1856 и 1882 гг. как символ боевой мощи российских самодержцев, возводящих свою мифологическую генеалогию к Александру Невскому.

    Титул «царь».

    Рост престижа великого князя московского в начале XVI века привел к изменению ранга в титулатуре правителя. Сначала на рубеже XV–XVI вв. появляется именование «Господарь [т. е. государь] всея Руси» — но если на Руси оно воспринималось как титул короля, то основной внешнеполитический соперник Руси, великое княжество Литовское, вообще не признавало нового титула. Новая интитуляция «государя всея Руси» была подкреплена новым обрядом венчания на великое княжение, совершенного Иваном III в отношении своего внука Дмитрия Ивановича, и возложением на наследника шапки Мономаха. Таким образом, Московская Русь демонстрировала обретенную независимость от развалившейся Золотой Орды. Однако титул «государя» не давал полного равенства с правителями постордынских ханств, что отчетливо осознавали и в Литве, и в Крыму, и в самой Москве. Именно в связи с этим уже при Василии III (прав. в 1505–33 гг.) в титулатуре впервые появляется новый титул — «царь», который реально закрепился за московскими правителями только при сыне Василия — Иване Грозном. В 1547 году митрополит Макарий организовал царское венчание Ивана IV, но новую титулатуру никто не признавал ни в Европе, ни в Азии. Большую часть своего царского правления Грозный был занят тем, что пытался утвердиться в новом качестве среди остальных монархов, для чего использовал реальное наполнение царского титула завоеванными землями — татарскими ханствами, или, по терминологии того времени, царствами.

    До XIII века на Руси не употреблялось слово «царь»; для перевода греческого слова «Васiлеус» использовалось происходящее из Рима слово «цесарь». Семантическое размежевание слов «цесарь» и «царь» заметно и очевидно для исследователей, на что указывали специалисты. В источниках идет отдельное употребление этих непересекающихся титулов: русский посланник Павел Менезиус в 1688 году объяснял папе Клименту Х, что слово «царь» нельзя переводить словом «цесарь», но следует писать этот титул без перевода. Лжедмитрий I именовал себя как «великий цесарь, князь всея Руси, многих Татарских царств и государств, Московской державе подвластных, государь, царь и обладатель». Показательна привязка слов «царь» и «царства» к татарской государственности. О том же свидетельствует реакция польского короля Сигизмунда I на требование Ивана Грозного называть его царем от 1554 году: «никоторый же государь у христьянстве тым именем не называетца, кроме бусурманских царей, а он, брат наш, есть государем христьянским». Вот почему Грозный ссылался на факт завоевания им Казанского и Астраханского царств как на довод в правообладании царским титулом: «на тех местех исстари цари велись», «место Казанское и Астороканское… извечное царское».

    Соотнесенность слова «царь» с ханами Золотой Орды и постордынских ханств очевидна в русских летописях и других источниках, в фольклоре («где царь, там и орда») и в топонимике (например, с. Царев на р. Ахтубе долгое время считалось возникшим на месте столицы Золотой Орды г. Сарая, хотя, по новым исследованиям, Царевское городище можно соотнести с другим крупным ордынским городом — Гюлистаном). В связи с этим формула «православный царь» (впервые появилась около 1518 года) является уточняющей относительно именно московского правителя.

    Слово «царь» вошло в русский яз. через посредство татар и/или выходцев из Средней Азии из иранских язsrjd. В современном фарси «сар» значит «голова; начальник; начало; верх, вершина, верхушка»; устаревшее слово «саропарде» («сар» + «парде») означает «царский шатер». «Сар» очень часто входит в состав многосложных слов, среди которых «сародор» — «хозяин, смотритель караван-сарая» и т. д. Кстати, слово «сарай» в значении «дворец» — а именно так расшифровывается название столицы Золотой Орды — происходит из персидского «сар ое» — «дом царя» (на фарси так и читается: «сарой»).

    Двуглавый орел.

    Символ впервые появился на печати Ивана III в 1497 году — одновременно с титулом «государя всея Руси», новым обрядом венчания на великое княжение и возложением шапки Мономаха на наследника московского престола. Двуглавый орел — один из древнейших геральдических знаков — известен на Древнем Востоке, в империи Сасанидов, в Византии, по всей Европе; в связи с этим версии о его происхождении на Руси существенно разнятся. В настоящее время большинство ученых полностью отвергают как несостоятельную византийскую версию и склоняются к поддержке гипотезы о западноевропейских корнях российского орла.

    В то же время двуглавый орел в XIV веке известен на медных монетах хана Золотой Орды Джанибека (прав. в
1341–57 гг.); в XV веке этот символ переносится с джучидских монет на русские монеты, что отмечалось специалистами по нумизматике. По версии
С. Фаизова, именно ордынский орел был хорошо известен подданным московского великого князя. Здесь он воспринимался как один из символов царской, или ханской, власти. «Ордынский орел гораздо более убедительно демонстрировал наступившее после 1480 года равенство в статусе великого князя и хана, чем никому здесь не известные двуглавые орлы Священной Римской империи или Византии». Перенесение изображения орла с джучидских монет на русские монеты второй половины XIV века и чеканка монет с аналогичным изображением в русских княжествах XV века отмечались известными русскими нумизматами
А. Орешниковым и Р. Фасмером.

    Три короны над двуглавым орлом.

    В задачу идеологов русского самодержавия входило более весомое и торжественное геральдическое представление тех «государств», которые вошли в состав Руси. Две короны над головами двуглавого орла появляются на печати Ивана IV в 1562 году; в субъектной части царского титула, прописанного вокруг орла, значится: «Господарь всея Роусии, Володимерский, Московский, Новгородский, царь Казанский и царь Астараханский, государь Псковский, и великий князь Смоленски, Тверски, Югорски, Пермьски, Вятцки, Болгарски». Число корон привязано к числу царств в титуле, которых к тому времени насчитывалось лишь два.

    Впервые орел с тремя коронами появляется после Смутного времени, на «Орловской воротной печати» 1625 года. В именном указе Алексея Михайловича (прав. в 1645–76 гг.) от 1667 года идет первое официальное описание государственного герба: «…Три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому… Государя державе».


Прорисовка элементов узора на шлеме Александра Невского Ерихонский шишак из Стамбула посла Афанасия Прончищева Первый русский двуглавый орел на печати Ивана III. 1497 г.








Дамир ХАЙРЕТДИНОВ
Из книги «Ислам в Москве.
Энциклопедический словарь»


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Миллят 10. Новости в мире и России


В мире

    6 июня
    Израиль грозит Ирану войной

    Заместитель премьер-министра Израиля Шаул Мофаз заявил, что его страна атакует Иран, если тот будет продолжать свои ядерные разработки. «Других вариантов нет. Санкции не эффективны. У нас не будет выбора, кроме как атаковать Иран, чтобы остановить иранскую ядерную программу», — сообщил Мофаз. Шаул Мофаз, бывший военный министр, а ныне возглавляющий Министерство транспорта, подчеркнул, что военная операция против Ирана будет осуществляться при поддержке США.
    Заявления были сделаны в то время, когда в самих Соединенных Штатах продолжаются спекуляции на тему финансирования новой войны в регионе.
    Тегеран в свою очередь настаивает, что иранская ядерная программа имеет мирный характер и не направлена против какого-либо государства в регионе.

    8 июня
    Афганистан и Пакистан договорились о внедрении биометрической системы на совместной границе

    Афганистан и Пакистан подписали соглашение о внедрении Системы биометрического контроля на границе двух государств с целью повышения безопасности в регионе.
    Во время встречи стороны также обсудили вопросы целесообразности размещения на пакистано-афганской границе дополнительных подразделений пакистанской армии и возвращении афганских беженцев в свои родные места.

    19 июня
    Турция возобновила переговоры с Евросоюзом

    Турция возобновила переговоры о присоединении к Евросоюзу. На переговорах обсуждаются вопросы сближения стандартов и законодательства в области прав собственности и прав компаний.
    Переговоры с Евросоюзом не раз замораживались, в частности, из-за отказа Турции урегулировать кипрскую проблему и открыть доступ в турецкие порты кипрским воздушным и морским судам.

    20 июня
    Барак Обама извинился перед мусульманками

    Кандидат в Президенты США от Демократической партии Барак Обама лично извинился перед двумя мусульманками, которых во время его выступления в Детройте выгнали с первых рядов за то, что они были в платках. Этот случай получил широкий резонанс в США и вызвал негативные отклики американской мусульманской общины. По словам сенатора, «подобные действия недопустимы и никоим образом не отражают политику моей предвыборной кампании».
    «Я продолжу бороться против дискриминации людей по религиозным и другим мотивам», — добавил Барак Обама.


В России


    10 июня
    Скончался Чингиз Айтматов

    Чингиз Айтматов скончался в клинике немецкого города Нюрнберг на 79-ом году жизни. Причиной смерти писателя агентство DPA назвало пневмонию. Айтматов был доставлен в больницу «Клиникум Нюрнберг Зюд» 19 мая 2008 года с диагнозом «почечная недостаточность». Ранее, 16 мая, он был экстренно госпитализирован в Казани. Оттуда его перевезли в Германию. Германские медики полагают, что пневмония была источником развившейся у писателя почечной и легочной недостаточности.

    17 июня
    В Подмосковье задержали группу скинхедов

    Оперативники криминальной милиции Подмосковья задержали группу скинхедов, которых подозревают в убийствах по меньшей мере 20 человек неславянской внешности на территории Москвы и Подмосковья.
    Как сообщили в правоохранительных органах Московской области, задержанным 17–20 лет, они жители Москвы и Подмосковья, причисляют себя к движению скинхедов.
    Выйти на данную группу удалось в ходе совместных мероприятий сотрудникам криминальной милиции ГУВД Московской области и оперативникам МУРа после раскрытия убийства супружеской пары из Узбекистана, совершенного в ночь на 7 мая на северо-востоке столицы на улице Константинова. В отношении задержанных уголовное дело расследуется по статье 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное в группе по мотиву национальной и расовой ненависти), которая предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненное

    23 июня
    В Москве открылась международная конференция «Россия и исламский мир»

    В конференции принимают участие более ста государственных, общественных и религиозных деятелей, ученых и политиков из разных стран. Среди них — глава Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов аятолла Мохаммад Али Тасхири, генеральный директор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) д-р Абдульазиз Твейджри, генеральный директор Исследовательского центра исследования Исламской истории, искусства и культуры при ОИК (IRSICA) д-р Халит Эрен.
    Организаторами конференции с российской стороны выступили Центр арабских и исламских исследований (руководитель — Виталий Наумкин), Центр партнерства цивилизаций (руководитель — Вениамин Попов). Соорганизаторами конференции являются Организация культуры и исламских связей (Исламская Республика Иран) и Всемирная ассамблея по сближению мазхабов.


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Миллят 10. Трагедия в Арзамасе: 20 лет спустя.




Трагедия в Арзамасе: 20 лет спустя

 



    4 июня 2008 года жители Арзамаса отметили трагическую дату — 20 лет назад на станции «Арзамас-1» произошел взрыв огромной мощности, который унес человеческие жизни и многих оставил без крова над головой. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев принял участие в траурном митинге, посвященном 20-летней годовщине с момента взрыва в Арзамасе. Траурный митинг прошел у мемориального комплекса рядом с вокзалом станции «Арзамас-1».

    СТРАШНЫЙ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

    «20 лет назад страшная трагедия потрясла Арзамас. В единый миг погибло 90 человек, из них 14 — дети, 47 детей остались сиротами. Сотни домов были разрушены, тысячи людей остались без крова. Память об этой трагедии останется в наших сердцах на долгие годы», — сказал губернатор во вступительном слове.

    «Тогда, кроме боли, у людей ничего не осталось. Многие города и регионы прислали в Арзамас помощь, и это очень важно. Сегодня мы вспоминаем всех тех, кто с первых минут включился в работу по наведению порядка в Арзамасе после трагедии. Особенно я хочу отметить Ивана Петровича Склярова, который взвалил весь груз ответственности на себя. За пять месяцев в Арзамасе было построено 900 новых квартир, и в зиму все, кто лишился жилья, получили его», — добавил глава региона.

    4 июня 1988 года при подходе к станции «Арзамас-1» грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, произошел взрыв трех вагонов с 18 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1 500 семей, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Получил серьезные повреждения газопровод, проходящий под полотном железной дороги. Вышли из строя электроподстанции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения.

    В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских садов, 69 магазинов, 9 объектов культуры, 12 предприятий, 5 складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

    Несколько месяцев после взрыва на месте трагедии работала Правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия. Среди них — самопроизвольный взрыв в результате механического повреждения перевозимой взрывчатки, а также утечка из проходившего под путями газопровода, которая и привела к взрыву. В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев высказывал твердую уверенность, что взрыв произошел в результате диверсии. Этого же мнения придерживался и И. П. Скляров. В свою очередь действующий губернатор Валерий Шанцев считает, что причиной взрыва был несчастный случай.

    МУЗЕЙ ПАМЯТИ 4 ИЮНЯ 1988

    В канун 20-летия трагедии в 11-ом микрорайоне Арзамаса открылся музей, посвященный памяти событий 4 июня 1988 года. Это тот самый микрорайон, что был выстроен специально для расселения лишившихся жилья в результате взрыва. Музей расположен в здании местной библиотеки-филиала №8 и демонстрирует как газетные, архивные материалы, так и предметы, сохранившиеся от событий 20-летней давности.

    «Наш музей возник по инициативе жителей нашего микрорайона, на средства, которые незадолго перед своей кончиной нам пожертвовал И. П. Скляров, поэтому сам музей мы назвали в его честь, — рассказывает директор библиотеки и нового музея Нина Петровна Помелова. — Наша задача — не просто собрать и сохранить памятники того времени, но и показать, благодаря чему люди смогли столь быстро восстановить разрушенное. Это были высокие ценности патриотизма, профессионализм руководителей, героизм и самоотверженный труд пожарных и военных, медиков и строителей. По сути весь наш микрорайон был всесоюзной стройкой, куда свои усилия вложили рабочие из разных городов страны. Мы вспоминаем здесь жертв взрыва, мы гордимся нашими людьми, проявившими мужество и солидарность перед лицом испытаний. Это бесценный урок нашим детям».

    АРЗАМАС ЗАБЫЛ СВОЕГО ГЕРОЯ

    Благородные декларации высоких гостей о том, что не забыты герои тех событий, прозвучали странно на траурном митинге 4 июня, поскольку на это мероприятие не был приглашен… прямой участник тех событий, причем, награжденный в том же 1988 году орденом «Красной Звезды» — Шамиль Матвеевич Айдагулов, возглавлявший тогда Объединенный отряд военизированной пожарной охраны города.

    Он в первые же минуты прибыл на место аварии, несмотря на то что в тот воскресный день мог пребывать на отдыхе. Под руководством главы города Ивана Петровича Склярова он организовал слаженную работу военизированных пожарных отрядов как в день взрыва, так и позднее, когда все еще была велика опасность возгораний разрушенных зданий в условиях жаркого лета. За свою работу он был отмечен Правительством СССР не просто наградой, а боевым орденом, который по уставу дается лишь во время боевых действий. Напомню еще: именно Айдагулову Арзамас обязан созданием профессиональных военизированных пожарных бригад, поставивших пожарное дело в 1980–90 годы на современный уровень (после застоя и расслабленности предыдущего времени). Именно он даже после выхода на пенсию не оставил своей заботой арзамасские Клубы юных пожарных и спонсирует из своего частного бизнеса (также связанного с пожарным делом) спортивные и профессиональные занятия молодежи.

    Заслуги Айдагулова признаны его соотечественниками, их высоко ценит, в частности, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов, они на виду в материалах только что открывшегося Музея 11-ого микрорайона, в Краеведческом музее, во всех документах о событиях 1988 года.

    На этом фоне горько и больно было слышать принесенные прессой из Арзамаса слова губернатора Шанцева: «Сегодня мы вспоминаем всех тех, кто с первых минут включился в работу по наведению порядка в Арзамасе после трагедии». Увы, если и вспомнили — то не всех.

    А как с нравственной точки зрения называется то, что ведущего деятеля и специалиста пожарного дела, кавалера боевого ордена, благотворителя молодежных программ города ни команда губернатора, ни местные власти не удосужились вспомнить в такой день?


Джаннат Сергей МАРКУС



    Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области
    Умар-хазрат Идрисов:

    — В эти дни памяти скорбных событий хочу напомнить всем о профессиональном и человеческом подвиге одного из наших собратьев по вере, татарина по происхождению, российского патриота по убеждениям — Шамиля Матвеевича Айдагулова. Я убежден — это был подвиг. Да, он был совершен рабочим человеком и в рабочее время. Но это даже еще ценнее: оказывать помощь людям в столь сложной ситуации нельзя было без применения высокого профессионализма. И — добавлю — без глубокой веры, доброй нравственности, как говорят мусульмане, «ахляк керим».

    Недаром же Советское правительство сразу по окончании удивительно быстрых и эффективных работ по устранению последствий той катастрофы наградило Шамиля Матвеевича! Причем удивительным образом: горожан собрали у Вечного огня в Центральном парке Арзамаса, и при военном параде секретарь ЦК КПСС Мелентьев в присутствии глав города, района и Горьковской области вручил самым достойным ордена и медали. Среди них и мусульманин-татарин Айдагулов получил орден «Красной Звезды» — награду, которую дают за боевые действия!

    Да, все мы осознаем, что каждый день пожарного — это не просто «поход на работу», а выход из теплого и уютного дома с риском реальных боевых действий, с угрозой ранений или гибели. Это хождение на подвиг каждый день.

    Не забудем тех, кто пострадал в тот горький день 4 июня 1988 года, сохраним в памяти и в сердце благодарность всем тем, кто не допустил разрастания катастрофы, остановил бушующий огонь, кто работал затем над восстановлением нормальной жизни в Арзамасе!

    Вспоминая трагические дни того арзамасского лета, я возношу хвалу Аллаху и склоняю голову в знак благодарности нашему земляку — ветерану пожарного дела России, кавалеру ордена «Красной Звезды» Шамилю Матвеевичу Айдагулову!


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Мищар 21. Онытылмаслык мәктәп еллары. Фатирлы да, машиналы да.




Онытылмаслык мәктәп еллары

   

    – Быел 27 апрель көнне Мәскәүдә, Асадуллаев йортының икенче катында урнашкан «Идел» ресторанында, бик күңелле очрашу булды, – дип сөйли башлады Нурия Азизбаева. – Анда без, Шөбиле урта мәктәбенең 1985 ел чыгарылыш сыйныфы укучылары, җыелган идек. Башка чыгарылыш сыйныф укучылары очрашуларын «түгәрәк даталарга» туры китереп оештырсалар, без 23 елдан соң очраштык. Чөнки, теләсәң ничә елдан соң очрашсаң да, күңелле була бит.

    Классташларымның күбесе Мәскәүдә яшәгәнгә күрә, очрашуны да анда оештырдык. Авылдан без өчәү генә бардык, шул арада сыйныф җитәкчесе Аляутдинова Афия Мөбин кызы да иде. Аның килүенә, һичшиксез, бар да чын күңелдән шатланды. Аңа истәлекле бүләк һәм чәчәк бәйләме тапшырылды. Егетләр, үз чиратларында, шулай ук матур затларга чәчәк бәйләмнәре бүләк иттеләр.

    Кичә бик матур итеп оештырылды. Алып баручы, гармунчы дисезме, видеооператор-фотографмы – барсы да бар. Мәктәп елларында булган төрле кызыклы вагыйгаларны искә төшереп, уйнап-көлеп, җырлап-биеп, бик матур итеп күңел ачтык, ял иттек. Кичәбездә авылдашыбыз, җырчы-композитор Динар Фейсханов та катнашты. Ул үзенең өр-яңа язылган «Шөбиле авылым» исемле җырын безгә бүләк итеп, беренче тапкыр башкарды. Һәммәбез шаккатып тыңлады һәм Динарны алкышларга күмеп, рәхмәтләр әйтеп, аңа иҗади уңышлар теләп озаттык.

    Очрашуда катнашкан 22 авылдаш-классташларым (сыйныфта 30 укучы булган, берсе вафат) барысы да канәгать булып калдылар. Ике елдан соң кабат очрашырга дип таралыштык, – ди әңгәмәдәшем.
Наил Равилов язып алды. 

Фатирлы да, машиналы да


    Мәктәпләрдә күптән түгел генә «Соңгы кыңгырау»лар чыңлап үтте. Хәзер чыгарылыш класс укучылары имтиханнар тапшыра. Аларны алда олы тормыш юлы көтә. Бүген мәктәп бусагасын атлап чыгып аларның күбесе кая укырга барырга дип баш ватмыйлар инде, ә алдан сайлап алган колледж, техникум, югары уку йортына юл алачаклар.

    Менә Камка мәктәбенең яшь укытучысы Җамалетдинова Халидә Хайдәр кызы да (фотода) үзенең чыгарылыш сыйныфта булган «Соңгы кыңгырау» тавышларын исенә төшерә. Аның да ул вакытта ук кая укырга баруы билгеле була инде. Чөнки ул яшьтән укытучы булу хыялы белән янып йөри һәм, Алланың ярдәме һәм үзенең тырышлыгы аркасында, хыялы тормышка аша.

    Халидә 1985 елны Печә авылында туа. Җирле төп мәктәпне тәмамлаганнан соң, ул урта белемне Кочко Пожар мәктәбендә ала. Аннары А. П. Гайдар исемендәге Арзамас Дәүләт педагогия институтының физика-математика факультетына укырга керә. 4- курсны тәмамлагач, практикага Камка мәктәбенә җибәрәләр. Нәкъ шунда Халидә Хайдәр кызы үзенең осталыкларын күрсәтә дә. Андагы укучылар һәм укытучылар коллективы да аны яратып алалар. Институтка хат язып, аны Камка мәктәбендә укытырга калдыралар. Халидә укуын эшләп дәвам итә. Ә инде югары белем алгач, бөтенләйгә шунда эшкә кайта. Мәктәптә математика белән информатика дәресләрен укыта. «Яшь белгеч» дигән дәүләт программасында катнаша. Бу программа буенча аңа ВАЗ-2107 автомобиле һәм Сергач шәһәрендә фатир бирелә.

    Дәүләтнең «Яшь белгеч»ләргә шундый зур игътибар биргәне өчен Халидә бик рәхмәтле.

Наил Хәсәнов
Автор фотосы.



  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

   :: Мищар 21. Җидәү бер бүлмәдә. Тырышкан табар...




Җидәү бер бүлмәдә.
 

    Күптән түгел безнең редакциягә Ф.Х. Җамалов үзенең моң-зары белән мөрәҗәгать итте. Аның сүзләреннән аңлаганыбызча, алар бүген җидәү, хатыны, үзе һәм 5 баласы, Уразавылда күпфатирлы йортның бер бүлмәлесендә яшиләр. Олы кызларына 13, кече улларына 3,5 яшь.

    – Мин үзем 1994 елдан Кызыл Октябрь районы эчке эшләр бүлегендә хезмәт итәм, – дип сөйләп китте Фәрит Хәмзә улы. – Хатыным Шәмилә дә 1994 елдан алып бүгенгесе көнгә кадәр Уразавыл үзәк хастаханәсендә санитар булып эшли. Икенче, өченче балаларыбыз тугач, яшәү шартларыбызны киңәйтү максаты белән, өч яисә ике бүлмәле фатир алыр өчен чиратка бастык. Бүген булмаса, иртәгә киң, иркен фатирыгыз булачак, дип нык ышандыргач, безнең тагын ике балабыз дөньяга килде…

    Ләкин теге вакытта җаваплы түрәләр ышандырган иркен бүлмәле фатирны өч ел гына түгел, инде 13 ел көтәбез, әмма файдасыз. Ничәмә мәртәбә район администрациясенә генә дә шушы мәсьәләбез буенча мөрәҗәгать иттек, әмма бернинди ярдәм юк. Губернатор В.П. Шанцев беренче мәртәбә безнең районга килеп, гади халык белән очрашканда, без аңа: «Яшәү шартларыбызны яхшыртырга, зинһар өчен, ярдәм итегез...», – дигән үтенечле хат тапшырдык. Кызганычка каршы, бүгенгәчә аңардан да бернинди дә җавап алганыбыз юк. Соңгы ышанычымны югалта башлагач, ягъни, Губернатордан да җавап алмагач, мин бер чиктән икенчесенә бәрелеп йөрдем-йөрдем дә, менә сезгә килеп чыктым. Әйтсәң-әйтмәсәң дә, сез дә бит власть, дүртенче булсагыз да. Бәлки ярдәм итәрсез, – диде Фәрит Җамалов.

    Бер-ике югары инстанциягә шалтыратып, аларга Фәритнең торак мәсьәләсе хакында аңлатып биргәч, безгә бу проблеманың йомгагын урыннан сүтә башларга киңәш иттеләр. Һәм без шушы хат белән Кызыл Октябрь районы башлыгының социаль мәсьәләләр буенча урынбасары Р.Х. Шабановка барып чыктык, әмма ул чирләп киткән икән, эш урынында юк иде. Аннары социаль яклау бүлегенә кердек. Анда: «Торак мәсьәләсен без хәл итә алмыйбыз, ә бездән торган бөтен пособиеләрне без аларга түлибез», – диделәр.

    Район башлыгына узган идек, кабул итү көннәрен укыгач, борылып чыгып китәргә мәҗбүр булдык. Димәк, бу материалыбыз ахырына нокта куймыйбыз әле



Олег Әндәрҗан 

Тырышкан табар...

    Җирле үзидарә, администрация башлыгы, Петрякс авылы Советы рәисе Хайсәр Закировның шушы вазыйфаларга сайлануына әле өч елда юк, әмма башкарган эшләре сокланырлык. Иң әһәмиятлесе – Петрякс администрациясе карамагында булган Калиновка авылына табигый газ кереп килә. Аз тәэмин ителгән гаиләләргә, өйләрен газлаштыруга ярдәм йөзеннән, социаль яклау органнарыннан 15 мең сум акча кайгыртканнар. Бүген, тагын шундый мохтаҗларга ярдәм күрсәтү өчен, Пенсия фонды белән сөйләшүләр алып барыла. Хайсәрнең максаты – гади халыкка социаль революцияне мөмкин кадәр җиңеләйтү.

    Петрякста үзендә өч законсыз чуп-чар урыннарын (пекарня, аптека, Ибраһимов ур.) юк иткәннәр. Хәзер атна саен авыл буйлап каты калдыкларны махсус автомобиль җыеп йөри.

    Янгын сүндерү депосы гаражына яңа гидран куелган. Ул бердән өч янгын машасын су белән тутыра алачак. Шунда ук бердәм диспетчер службасы да ачылган. Авылда көтелмәгән берәр хәл килеп чыга калса, беренче чиратта, шушы службага шалтыратылар икән. Дамир Мөхәммәтҗанов җитәкчелек иткән бу янгын депосы, Пилнәйнекеннән тыш, районда иң яхшысы дип санала.

    13 июльдә Петрякста 30 елдан артык онытылып торган сабантуй икенче ел рәттән авыл халкын бәйрәмгә җыйса, 18 июльдә петрякслылар репрессия елларында корбан булган дин әһелләре истәлегенә һәйкәл ачу тантанасында катнашачаклар.

    Авыл клубында аның директоры Илгиз Измайлов атнага өч тапкыр татар-мишәр көрәше беунча секция алып бара, ә художество җитәкчесе Илдар Якупов баянчылар түгәрәге ачкан. Шушы мәдәният йортында җырчылар белән Хасәнә Сөләйманова шөгыльләнсә, биючеләргә профессиональ алымнарны киң татар җәмәгатьчелегенә танылган Йолдыз апа Алимова өйрәтә.

    Авылда булган дүрт каберлектә тәртип урыннаштыру авыл депутатларына йөкләнгән. Алар, үз сайлау участокларынан халык җыеп, ә авыл анда 7 бүленгән, даими рәвештә авылдашларының мәңгелек йортларын чиста-пөхтә тотарга тырышалар.

    Бу, әлбәттә, Петрякс администрациясенең бөтен яңалыклары да түгел. Киләсе саннарда, Аллаһ кушса, аларның кайберләренә аерым-аерым тукталырбыз.

Олег Әндәрҗан язып алды


  (Комментировать? | Всего: 0)
 
 
 

364 Stories (37 Pages, 10 Per Page)
[ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 ]
 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!