Сегодня каждый знает, кто такие Марат Сафин и Алина
Кабаева, но мало кто сможет назвать Вам имя абсолютной чемпионки мира и Европы
по высшему пилотажу. Этот вид спорта не является олимпийским, к тому же он
сравнительно молод. Успехов в нем добиваются люди сильные, выносливые — такие,
как Халида Макагонова, выросшая в семье выходцев из Нижегородской области.
Порой даже незначительные подробности биографии известных
людей важны. Они помогают понять путь к успеху. У Хусяина абый — уроженца села Медяны Нижегородской области и Ханифы апа
— уроженки села Чембилея Нижегородской
области выросли замечательные, трудолюбивые дети: Рафик, Раис, Хасана, Халида,
Харис.
На первый взгляд в жизни Халиды не было ничего особенного.
Московская школьница с детства мечтала о небе, зачитывалась книгами об
авиаторах, любила фильмы о летчиках. В тринадцать лет она определила свою
жизненную цель: стать летчиком. Халида занималась в Московской летной школе,
затем поступила на самолетное отделение аэроклуба, куда ее, кстати, взяли не
сразу. Неудачи часто укрепляют решимость. Через год девушка вновь появилась в
аэроклубе и сказала: «Я приходила к вам в прошлом году, и вы мне отказали. На
этот раз я не уйду. Буду у вас летать». Это неожиданное для нее самой
решительное заявление, видимо, произвело впечатление на руководство клуба. Ее
приняли.
Вся последующая жизнь Халиды была подчинена решению этой
задачи. В 1974 году она окончила Московский машиностроительный техникум, в 1980
году — Московский авиационный институт, а в 1996 году — Калужское авиационное
летно-техническое училище.
Большим событием для нее стало приглашение в 1974 году в
сборную команду СССР по высшему пилотажу, и первые же выступления на
международных соревнованиях и чемпионатах мира и Европы принесли ей успех. В
1984 году в Венгрии Халида Макагонова завоевала звание абсолютной чемпионки мира
по высшему пилотажу. Кроме этого, на международных соревнованиях она
неоднократно завоевывала звание чемпионки мира и Европы, победила на кубке
Австралии. Она Заслуженный мастер спорта СССР, судья международной категории.
Халида участвовала в авиасалонах и авиашоу в США, Германии, Франции, Англии,
Исландии, Португалии, ОАЭ. Приглашалась в качестве тренера в США, Испанию,
Исландию, Швейцарию.
26 июля 1998 года, в честь 60-летия легендарного полета
самолета «Родина», с Тушинского аэродрома Москвы под командой В. Гризодубовой
стартовали два российско-американских женских экипажа. В составе первого экипажа
на самолете Маул-5 были Халида Макагонова и Ронда Майлс. В течение всего
перелета оба экипажа, даже в плохих погодных условиях (лесные пожары, жара,
плохая видимость, дожди), показали мужество и высокий профессионализм.
За свою карьеру в авиации Халида освоила более двадцати
типов самолетов. Общая продолжительность ее полетов — более пяти тысяч часов. В
настоящее время Халида Макагонова — единственная женщина в России, возглавляющая
Авиационно-учебный центр (АУЦ) гражданской авиации «Скай Вижн». В распоряжении
АУЦ современные самолеты и вретолеты. Занятия ведут высококвалифицированные
специалисты: заслуженные летчики-испытатели, неоднократные чемпионы Европы и
мира, заслуженные мастера спорта.
В качестве Генерального секретаря Федерации авиационного
спорта России Халида Макагонова проводит большую работу по координации
деятельности с Международной авиационной Федерацией. Клуб женщин летных
специальностей «Авиатрисса», президентом которого является Макагонова, —
общественная организация, объединяющая женщин-членов летных экипажей и
спортсменов авиационных видов спорта. Клуб насчитывает более 400 человек.
В постоянном трудолюбии и совершенствовании Халиды
Макагоновой полностью воплотилась человеческая личность, максимально реализованы
ее потенциальные возможности. Это преуспевание в жизни на основе собственных
сил. Усилие ведет к свету. В какой железной узде надо было держать себя всю
жизнь, чтобы выполнить детское обещание! Лишить себя многих женских радостей,
ограничить себя во всем, что могло бы отвлечь от поставленной цели. А ведь
Халида Макагонова еще и мать. Имя Халиды Макагоновой по праву вписано в историю
мировой авиации.
Хайдар Мусин
По материалам газеты «Татарские новости» №10
(159) 2007