Устное народное творчество, другими словами фольклор,
возникло в глубокой древности. И существует у всех народов населяющих земной шар.
Произведения фольклора учат нас патриотизму, упорству в достижении поставленных
целей, они поэтичны в своем изложении, призывают к единству и непоколебимости
духа. Устное народное творчество помогает лучше понять историю, культуру своего
народа. Фольклор является золотым фондом мудрости и знаний, передающихся из
поколения в поколение.
В школьной программе изучается народное творчество русского
народа и родственных славянских народов, но мне стало интересно, а что же
представляет собой фольклор татар-мишарей. Фольклор мишарей, как и других
этнографических групп татарского народа, богат и разнообразен. В нем
представлены различные жанры: сказки и легенды, баиты и песни, загадки,
пословицы и поговорки. Рассмотрим идейное и социальное содержание фольклора
мишарей, взаимосвязь с устным народным творчеством соседних народов.
Сказки - один из самых древних видов народного творчества.
В большинстве из них, сохранились следы отдаленной эпохи, когда народ в страхе
перед неизведанными силами природы одухотворял все сущее (Например, такие
персонажи как акбуз ат – белая лошадь, койгорыш - птица счастья, представляли
собой верных помощников героя сказок). Довольно часто персонажами сказок у
татар-мишарей являются животные, обитающие в Среднем Поволжье. Но со временем, с
изменением социально-экономических условий жизни, происходит изменение смысловой
нагрузки древнего компонента сказок. Волшебные сказки и сказки о животных
утратили характер мифа, и обогатились бытовыми деталями, вследствие чего
традиционная волшебная обрядность сменилась реальными обрядами. Появилась группа
сказок с ярко выраженной социальной сатирой, в которой обличались богачи,
нажившие зажиточную жизнь за счет других. Героем же таких сказок является
обычный крестьянин земледелец. Происхождение таких сказок более позднее. Многие
сказки, такие как: «Ярлы Билал», «Жэннэт сакчысы», «Чыдамады», «Карунбай»,
показывают расслоение в мишарских деревнях.
Значительное место в устном народном творчестве мишарей
принадлежит легендам, среди которых есть очень древние по происхождению. Ряд
легенд связан с возникновение селений, названий местности, отражает отношение
между жителями отдельных селений. Древним жанром устного народного творчества
мишарей являются также загадки, пословицы и поговорки. Но из-за слияния с
загадками, пословицами и поговорками казанских татар, невозможно определить их
специфичность.
Видное место в фольклоре татар-мишарей, так же как у
казанских татар занимают баиты. Они складывались по случаю какого-либо
чрезвычайного, часто трагического события в жизни народа или отдельного человека
и точно отражали реальную действительность (например, о русско-японской войне
«Япон сугыши бэете», о трагической смерти «Суга баткан Айша бэете»). Для них
характерна своеобразная мелодия, но в прошлом они, возможно, исполнялись
способом речитатива.
Самым распространенным жанром устного народного творчества
мишарей являются песни: короткие, сюжетные, обрядовые, плясовые. Наиболее
популярными являются короткие песни (кыска жырлар), представляющие собой
четырехстрочные куплеты. Несмотря на то, что эти песни не содержат развитого
сюжета, они отражают различные стороны жизни народа и имеют разнообразный
характер. Мишарскую поэзию отличает от казанско-татарской большое число сюжетных
песен, которые состоят из нескольких куплетов, скрепленных единством мысли
(например, «Ярлы егет», «Узебез яшьлэр»). Богато была представлена и обрядовая
поэзия (например, «Надруган», «жимчэчэк»). Как известно, календарные обряды во
второй половине XIXв. потеряли свое основное значение и перестали развиваться.
Наиболее полно представлена свадебная поэзия, которая содержит песни величальные
(кияу мактау ерлары), шуточные (кодалар хурлау) и плясовые («Балдыкай»).
По своему своеобразию, устное народное творчество
(фольклор) – является одним из самых демократических видов искусства. Человек
сталкивается с народным творчеством, будучи еще ребенком, и на протяжении всей
жизни, хоть изредка, но он обращается к фольклору.
По материалам книги Рамзии Гиниатовны Мухамедовой «Татары-мишары:
историко-этнографическое исследование»
Nizgar